Подлинная
сенсация ожидала археологов главном городе сапотеков Монте-Альбане. Здесь они
обнаружили немало покойников, в черепах которых еще при жизни были проделаны
высверленные или вырезанные отверстия. Захоронения с трепанированными черепами
отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а
сами жертвы древних нейрохирургических экспериментов относились к
представителям низкого социального статуса. В двух случаях продырявленная
голова была прикрыта большим глиняным блюдом. Монте-Альбан считается уникальным
в Мезоамерике местом по количеству прижизненных трепанаций, после которых люди
продолжали жить. (Хирурги и антропологи знают, что в случае удачной трепанации,
то есть когда пациенту удается не умереть, отверстие в черепе постепенно
закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же на черепе следов
заживления нет, это значит, что пациент скончался во время операции или вскоре
... Читать дальше »
Сапотеки
пользовались иероглифическим письмом, появившимся в 600-400 годах до н.э. Их
тексты можно встретить на стелах, на стенах погребальных камер и на мелких
предметах. Совершенно очевидно, что это письмо имеет общие мезоамериканские
корни, но задача его дешифровки пока не решена. Известно, что после завершения
"ползучего" захвата власти в Оахаке миштеками и падения Монте-Альбана
это фонетическое письмо вышло из употребления. Его сменила любимая миштеками
пиктография. Рисуночные книги, или кодексы, писались на сложенной гармошкой
"индейской бумаге" из коры фикуса. На листы накладывался специальный
грунт, а затем наносились рисунки. Эти книги представляли собой подлинные
произведения искусства. Основными темами сюжетов были отношения между знатными
родами, их происхождение и отчасти исторические события. Пока не найдено ни
одной более ранней сапотекской книги, и возможность такой находки маловероятна
из-за тог
... Читать дальше »
Сапотеки
пользовались общей для Мезоамерики системой счета и календарем, сочетавшим
архаический 260-дневный цикл с солнечным 365-дневным годом. Однако ориентировка
построек сапотеков, иногда весьма значительно отличающаяся от майяских, остается
загадкой.
Для
оахакских построек характерны три основные ориентировки.
Первая,
по оси восток-запад, главенствует в начале "ольмекского" периода, то
есть около 1300 года до н.э. Она следует направлению 82о-262о,
что соответствует отклонение в 8о от истинного севера.
Другое
направление по оси север-юг - приблизительно на 4о восточнее истинного
севера - появляется около 500 г
... Читать дальше »
Саачила
- это один из немногих индейских городов, которые существовали в Оахаке всегда
и не исчезли даже с появлением испанцев. При правителе Косихоэсе этот центр
даже претендовал на звание столицы.
В разных районах миштеки хоронили своих покойников по-разному.
Однако традиция захоронения в жилище или рядом с ним в целом сохранялась...
обычно мертвых клали на спину, а рядом помещали подношения, соответствующие
социальному статусу умершего. Однако пока неразгаданной остается тайна
покойников, повернутых "вниз лицом". Рядом с ними не клали никаких
предметов. Кто это были? Чужестранцы? Нарушители устоев? А может быть, колдуны,
бесконечность возвращений которых напуганные соплеменники пытались оборвать
... Читать дальше »
В
Оахаке, жили постоянные соседи-соперники сапотеков - воинственные миштеки,
правителям которых очень хотелось безраздельно властвовать в долине. И они
делали все возможное, чтобы осуществить свою мечту. Постепенное ослабление
власти Монте-Альбана, чему немало способствовали междоусобицы, привело в
650-75- годах к усилению второстепенных центров, таких как Саачила, Йагул и
Митла. После Х века они и вовсе объявили себя независимыми и начали проводить
самостоятельную политику. Катастрофически утрачивающая свое политическое
значение древняя столица Монте-Альбан продолжала сохранять свое население, но
неотвратимо превращалась в некий пантеон - "дом предков", который
использовался для захоронений знати, в том числе и миштекской.
Странным
памятником сапотекского искусства были... погребальные урны. Эти большие
фигурные сосуды появляются в истории Монте-Альбана не сразу, а только за 100
лет до н.э. Не случайно знаменитый испанский ученый Мигель Коваррубиас ставил
появление этого типа памятников в зависимость от привнесенной извне традиции
ольмекских мудрецов, которые... разработали к этому времени новый календарь и
новую религиозно-идеологическую систему.
Новая
религия принесла идею "божественного предка", оставшегося в далекой
северной пещере-прародине. Образ этого предка и запечатлевали древние сапотеки
в урнах, выполнявшихся в виде "сидящих фигур", которые помещались
внутри ниш в стенах погребальных камер. Сама ниша выполнялась в виде креста,
напоминая знак пещеры ольмеков. Внутри ставилась полая фигура сидящего со
скрещенными ногами человека с откры
... Читать дальше »
Особенностью
Йагула считается так называемый "дворец шести двориков". Это сложное
архитектурное сооружение представляет собой запутанный лабиринт вокруг патио и
примыкающих к нему помещений. Вход в комплекс расположен с южной,
"административной", стороны, тогда как в северную часть попасть
достаточно сложно.
Площадка для игры в мяч ориентирована по оси
запад-восток. С востока к ней примыкает комплекс, состоящий из храма и дворика
с четырьмя пирамидами и алтарем посредине. Под центральной частью дворика
помещено обширное погребальное помещение из трех комнат.
Ответ на этот вопрос пытаются получить все народы, но делают
это по-разному. Своя традиция существует до сих пор и в штате Оахака, в древнем
городе Митла.
Предполагается,
что название Митла происходит от слова науа миктлан - "Страна
Мертвых". К 750 году Митла становится одним из важнейших
городов-государств долины Оахаки. При планировке этого сакрального центра,
возникшего на несколько столетий раньше, в первую очередь учитывались особенности
рельефа местности. Можно даже предположить, что место для города выбиралось по
особым признакам - как и для Теотиуакана. Не случайно территория города
почиталась как место "отдохновения предков". Ритуальный центр возник
на реке Митла, которая протекает точно с востока на запад, аналогично реке,
пересекающей Теотиуакан. Все постройки ориентированы по оси юг-север - от
проф
... Читать дальше »
Около
500 года до н.э. на высоте 2000 м над уровнем моря был основан город
Монте-Альбан. Очень скоро он подчинил себе всю долину Оахаки, превратившись в
политическую столицу и крупнейший религиозный и торговый центр сапотеков.
Достаточно сказать, что площадь города превышала 40 км2, а его население
в лучшие времена составляло около 25 тысяч человек. Одним словом, Монте-Альбан
представлял собой типичный мезоамериканский город-государство. Благоденствию
города способствовало обилие плодородных земель, древесины, воды, глины,
сланца, соли и известняка. Монте-Альбану подчинялись такие второстепенные
центры в долине, как Сан-Хосе-Моготе, Дайнсу, Халиеса и другие, с населением
2000-3000 человек. В это время правители Монте-Альбана завоевали целый ряд
областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между центральной
Мексикой и Тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан в качестве крупнейшего
столичного це
... Читать дальше »
Цивилизация
сапотеков и их постоянных соседей-соперников миштеков возникла в I тысячелетии
до н.э. и просуществовала около двух тысячелетий на землях современного
мексиканского штата Оахака.
Оахака
расположена на стыке важных торговых путей, связывающих центральную Мексику с
южными районами.
Городские
центры здесь стали возникать практически одновременно с ольмекскими,
расположенными не так далеко - на расстоянии всего около 400 км, правда, через
горные хребты. Одной из пока необъяснимых загадок возникновения цивилизаций в
Мезоамерике остается факт одновременного становления однотипных культур в Оахаке
и Табаско. Кто были те цивилизаторы, которые почти одновременно принесли
практически одни и те же знания ольмекам и сапотекам? При этом знани
... Читать дальше »