Наконец
мы выходим из южной части ансамбля и движемся вверх по Дороге Мёртвых, на север
– в сакральную часть Теотиуакана. Примерно посредине более чем
четырехкилометрового проспекта с восточной стороны возвышается огромная
Пирамида Солнца. Именно она и является ключевым сооружением всего города. Прямо
под ней находится естественная пещера, ориентированная с запада на восток, с
легким отклонением к северу - практически перпендикулярно Дороге Мертвых. Таким
образом, можно было как восходить на пирамиду к Хруму Солнца, поднимаясь с
западной стороны, так и спускаться под нее вниз, где прямо под центром тоннель
расширялся, образуя подобие небольшой комнаты. Направления тоннеля пещеры и
главной лестницы пирамиды совпадали. Тем самым создавалось некое зеркально
отражённое пространство: или к солнцу, или под землю, - что воплощало идею
двойственности мира, дня и ночи, жизни и смерти.
Итак,
в южной – профанной – части города располагался административный центр,
состоявший из множества построек, размещённых на единой платформе. Самым
известным строением этой [профанной] части города (юго-восточный сектор)
считается Храм Кетцалькоатля, заложенный около 200 года н.э. и впоследствии не
раз перестраивавшийся. Это здание было выстроено на пирамидальном основании из
шести платформ и украшено скульптурными изображениями Пернатого Змея и бабочек.
От самого храма практически ничего не сохранилось - только основание. Поэтому
особую ценность представляют находки, обнаруженные при раскопках платформ, -
прежде всего это многочисленные скелеты в сопровождении специфического
инвентаря.
Погребения
находились как внутри, так и с наружной стороны сооружения и датировались
150-200 годом, то есть люди умерли или были умерщвлены
... Читать дальше »
Основные сооружения
центральной части города были выстроены вдоль центрального, ориентированного с
юга на север проспекта - так называемой "Дороги Мертвых". Как и
создатели Ла-Венты, строители Теотиуакана воплотили в архитектуре поэтапную
идею перехода от профанной (южной) части городского пространства к сакральной
(северной). Причем сакральная часть находилась на некотором возвышении по
отношению к профанной - таким образом, Дорога как бы вела вверх, на небо. Надо
заметить, что ось, которой следовала Дорога Мертвых, отклонялась от севера на
17о к востоку. Есть несколько вариантов объяснения этой
"неточности" древних планировщиков, однако истинные причины такой
ориентировки продолжают оставаться тайной.
Как
свидетельствуют археологи, в те далёкие времена местность вокруг этого
величественного города, расположенного на северо-востоке от долины Мехико
(всего в 50 километрах от современной столицы Мексики), была отнюдь не столь
уныла, как нынче. Горные склоны были покрыты густыми лесами, а саму небольшую
долину Теотиуакана пересекали небольшие ручейки и речки, делая её плодородной и
привлекательной для жизни.
Однако
когда в XIX веке Теотиуакан обнаружили археологи, открывшееся зрелище можно
было описать словами исследователя древних индейских городов Дж.Стеченса:
"Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль:
мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда
он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило
причиной его гибели". Как пишет крупнейший
... Читать дальше »
Это одна из самых хитрых
загадок мезоамериканской истории. Складывается странная картина некой
предначертанности судьбы этого народа. В III тысячелетии они пришли неизвестно
откуда, выполнили свою историческую и культурную миссию и к началу нашей эры
вдруг исчезли. Однако ольмеки успели оставить богатое научное наследство. К
концу I тысячелетия до н.э. они осуществили реформу календаря (переход от
лунного к солнечному), приурочив ее к прецессионному переходу из Овна в Рыбы.
На основе традиционной идеографии создали морфемно-силлабическое письмо.
Разработали религиозно-идеологическую концепцию, которая накануне новой эры
начала бурно распространяться по всему мезоамериканскому региону: в
Теотиуакане, у сапотеков, у майя. Эта концепция воплощалась не только в сюжетах
росписей, но и в п
... Читать дальше »
Рельефные
и живописные панно в пещерах, удаленных иногда на сотни километров от Табаско,
- это еще одна загадка ольмеков.
Чалькацинго
- так называется местность в 130 км к юго-востоку от Мехико (или к
северо-востоку от древних ольмекских центров), где были обнаружены наскальные
изображения. Барельефы были выполнены на скале Серро-де-ла-Кантера, откуда
прямо на север открывается вид на сияющий снежными вершинами вулкан
Попокатепетль.
Рельефы были обнаружены еще в 1932 году, но лишь
недавно специалисты установили их явно ольмекское происхождение. По
многочисленным предметам, обнаруженным рядом с рельефами, был опре
... Читать дальше »
Скульптурные
монументы, получившие это условное название, можно рассматривать как
«упрощённые алтари».
Фигуры
10 и 52 из Сан-Лоренсо представляют собой сидящих персонажей. Однако их лица
сочетают черты человека и ягуара: узкий разрез глаз с опущенным внутренним
углом, широкий нос и, самое главное, характерный рот в виде крупного полуовала
с опущенными вниз и чуть расходящимися в стороны концами губ. Другой
отличительный предмет – это головной убор. Намеренно массивный, тяжёлый, с
выступающими, нависающими полями, что делает его сходным с плоской панелью,
покрывающей «алтари». Свисающая подвеска в районе ушей бывает скорее похожа на
знак ступеней, что символизировало спуск в преисподню.
Памятники
ольмеков, которые долгое время условно назывались алтарями для
жертвоприношений, вряд ли напрямую выполняли эту ритуальную функцию в привычном
для нас понимании. Почти все серьезные исследователи, занимавшиеся изучением
этих скульптур, независимо друг от друга пришли к выводу о том, что воплощенный
сюжет передает идею "выхода человека из пещеры" и что этот выход так
или иначе связан с идеей возрождения и бессмертия. В литературе подобный тип
ольмекских памятников именуются и алтарём, и монументом, и стелой.
Наиболее древний ольмекский «алтарь» датируется
1150-1000 гг. до н.э. Он был установлен на вершине невысокой искусственной
пирамиды в Сан-Лоренсо.
Еще
одной загадкой этой цивилизации является обилие среди болот монументальных
памятников, изготовлявшихся из крупных монолитов. А ведь эти монолиты
приходилось перемещать на сотни километров, не имея тягловых животных и хороших
дорог! Изготовление памятников монументальной скульптуры было сопряжено с
доставкой каменных глыб волоком из ближайшего базальтового горного массива.
Задача была хоть и трудной, но вполне осуществимой в местах концентрации
рабочей силы.
Как
известно, все ранние цивилизации тяготеют к избыточной монументальности. При
этом современный человек мучается загадкой: как и зачем переносились на такие
большие расстояния эти неподъемные глыбы? Этот вопрос возникает при виде фигур
острова Пасхи, платформы Баальбека, египетских монументов. В этот же ряд мы
помещаем и каменные памятники ольмеков - гигантские головы
... Читать дальше »
Нетрудно заметить, что
головные уборы на гигантских головах разные. Так, например, на голове 10 из
Сан-Лоренсо надет как бы шлем из нефритовых пластинок. Подобные уборы носили
позже правители майя, например, в знаменитом Паленке. Головные уборы 3 и 4 из
Сан-Лоренсо содержат элемент из четырёх витых верёвок, что является уже
указанием на родовую структуру племени и прямую связь по крови между предками и
потомками. На некоторых головах (например, монумент 1 из Ла-Венты) хорошо
различим графический элемент «пещеры». Головные уборы других (монумент 1 из
Ла-Венты; головы 1, 2, 6 из Сан-Лоренсо и др.) графически напоминают знак ... Читать дальше »