Мои заметки о встречах с доном Хуаном начинаются 23 июня
1961 года. С этого дня началось мое обучение. До этого я встречался с ним лишь
в качестве наблюдателя. При всяком удобном случае я просил рассказать мне, что
он знает о пейоте. Каждый раз это кончалось ничем, и все же, судя по его
колебаниям, какая-то надежда оставалась.
И вот на этот раз он дал понять, что может снизойти к моим
просьбам - при условии, что я обрету ясность мышления, буду точно знать, о чем
прошу. Это условие было для меня непонятным, поскольку моя просьба относительно
пейота была, собственно, предлогом установить с ним более тесный контакт. Я
рассчитывал, что моя ссылка на его особые знания вызовет его на большую
откровенность - и я, таким образом, смогу без особых препятствий узнать все,
что он вообще знает о растениях. Однако он истолковал мою просьбу банально - а
именно как желание получить знания о пейоте.
Летом 1960 года я, в ту пору студент факультета антропологии
при Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, предпринял несколько поездок на
Юго-Запад с целью сбора информации о лекарственных растениях используемых
местными индейцами. К одной из этих поездок относится начало описываемых здесь
событий.
Я ожидал автобуса на станции в приграничном городишке,
болтая с приятелем, который сопровождал меня в качестве гида и помощника. Вдруг
он наклонился ко мне и прошептал, что вон тот старый седой индеец, который
сидит у окна, здорово разбирается в растениях, а в пейоте особенно. Я попросил
нас познакомить.
Приятель окликнул старика, потом подошел к нему и пожал
руку. Поговорив с минуту, он жестом подозвал меня и исчез, предоставив мне самому
выпутываться из положения. Старик остался невозмутимым. Я представился; он
сказал, что зовут его Хуан и что он к моим услугам. По-испански это было
сказано с отменной учтивостью. М
... Читать дальше »