Чичимеки - древний народ Мексики, цивилизация которых существовала до 1519 года.
Народ чичимеков состоял из кочевых племен, которые проживали на севере современного государства Мексики. Предполагается что в середине XII века они стали переселяться на юг страны, а в начале XIII века проникли на территорию, на который до этого располагалось государство древних тольтеков. Чичимеки основали свое государство, столицей которого был Тенайука.
Чичимекский правитель Кинацин, правивший в начале XIII века перенес столицу в город Тешкоко. После этого чичимекское государство по неизвестным причинам распалось, а сам Тешкоко превратился в самостоятельный город-государство. Другие племена, входившие в конфедерацию чичимеков, также смогли создать свои города-государства — отоми в Шалтокане, акольхуа в Коатлинчане, тепанеки в Аскопоцалько.
Около 1418 г. соседние племена тепанеков сумели захватить город Тешкоко и удерживали там власть до 1429 г. когда они были изгнаны из страны при
... Читать дальше »
Тараумара (исп. tarahumara, самоназвание rarámuri — люди, исторически легкие ноги) — индейский народ, проживающий в гористой местности Сьерра Тараумара (также называемой Медный каньон) в штате Чиуауа на северо-западе Мексики.
Этноним тараумара является искажением слова rarámuri в испанском языке колонистов. Как считает историк Луис Гонсалес Родригес, этимологически rarámuri означает «бегущие подошвы» или «те, кто с легкими ногами», иными словами, бегуны — тараумара известны своей физической выносливостью и способностью бегать на дальние дистанции.
Квечан, кв(е)цан, ранее известны также как юма, юман — индейское племя, проживающее в резервации Форт-Юма в низовьях реки Колорадо, штат Аризона, к северу от границы с Мексикой. Относятся к племенам группы юман (юма), название которой происходит от устаревшего названия данного племени, Юма. Современная резервация лишь частично охватывает земли, на которой традиционно проживали юманы. Площадь основанной в 1884 г. Индейской резервации «Форт-Юма» (Fort Yuma Indian Reservation) составляет 178,197 км², она расположена на юго-востоке округа Империал в штате Калифорнии и на западе округа Юма в штате Аризона, близ города Юма.
Кокопа — племя индейцев, говорящих на одном из юманских языков. Проживают в устье реки Колорадо на территории штата Аризона (резервация Кокопа), а также в соседней Мексике. Численность кокопа в момент контакта с европейцами составляла около 3 тыс., в настоящее время — от 500 до 800 человек.
Первым из испанцев с племенем кокопа встретился в 1540 году Эрнандо де Аларкон, позднее — Хуан де Оньяте в 1604—1605 гг., Кино в 1701—1702 (в своей летописи он назвал их «Hogiopas») и Франсиско Гарсес в 1776 году, который оценил их количество в 3000 человек.
Племя кокопа имело репутацию миролюбивого, в отличие от юма и мохаве, которое постоянно нападали на их селения. Во время визита Гарсеса в 1776 году кокопа воевали с племенами папаго и коуана (кахуэнче) и дружили с племенем куньейл.
Кокопа занимались выращиванием кукурузы, тыквы, бобов и других сельскохозяйственных культур, выкапывали съедобные семена и коренья. Семья была полигамной. Мёртвые подвергались кремации.
Каранкава, известны также как кламкоэхс, Clamcoëhs, а на языке их соседей — ауиа, Auia — племя индейцев, игравших важную роль в ранней истории Техаса. Термин каранкава относился к группе племён, говоривших на общем языке — капоке (коаке, коко), кохани (копане), кронк и собственно каранкава. Они обитали на побережье Техасского залива, где ныне находится Большой Хьюстон, рядом с племенами каддо и другими.
Их язык, который также назывался «каранкава» и от которого сохранилось около 100 слов, возможно, относился к коавильтекским, однако данную связь нельзя считать доказанной из-за слишком малого материала, сохранившегося о языке. Значение слова «каранкава» достоверно неизвестно — предполагается, что оно означало «выращивающие собак» или «любители собак», и связано с тем, что каранкава одомашнили койотов. По образу жизни были кочевниками, мигрировали в зависимости от сезонов между континентом и Барьерными островами Техаса.
Черо́ки, или чероке́зы— индейское племя в Северной Америке.
Когда-то чероки обитали по обоим склонам Аллеганских гор в области нынешних штатов Теннеси и Северной Каролины.
К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство. В конце XVIII — XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, жили в современных по своему времени домах, занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. В 1825—1826 годах вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов. Чероки и ряд других Пяти цивилизованных племён создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В
... Читать дальше »
Текеста, Tequesta — исчезнувшее индейское племя, обитавшее на атлантическом побережье на юге современного штата Флорида к моменту прибытия первых европейцев. Их территория охватывала современные округа Брауард (Broward) и Майами-Дейд (Miami Dade), а также включала архипелаг Кейз (Keys). В 16 веке текеста основали поселение на мысу Сейбл — крайней оконечности полуострова Флорида. Их главное поселение, которое тоже называлось Текеста, находилось, по-видимому, в устье реки Майами, на побережье бухты Бискайн. Текеста жили в основном сбором плодов, грибов и кореньев, рыболовством и охотой.
После европейской колонизации численность текеста стремительно сокращается в результате боевых действий, болезней, обращения многих индейцев в рабство и принудительнызх переселений. К началу 19 века племя насчитывает всего несколько членов и вскоре после этого исчезает.
Адаи́ — название индейской народности и языка, распространённого ранее на северо-западе штата Луизиана. Название «адаи» происходит из каддоанского слова hadai, означающего «непроходимый кустарник».
Адаи были одними из первых североамериканских индейцев, которые вступили в контакт с европейцами, и, по-видимому, одними из тех, на кого сильнее всего повлияла европейская культура. В 1530 г. Альвар Нуньес Кабеса де Вака упоминал их в своём отчёте под названием Atayos. Адаи позднее переселились из своих родных мест. К 1820 г. оставалось всего 30 носителей. К настоящему времени язык исчез.
Язык адаи — изолят, очень плохо документирован (известен список из 275 слов), классификация затруднительна, если вообще возможна. Ввиду территориальной близости предполагалось родство с каддоанскими языками, которое в настоящее время отвергнуто.
Команчи — индейский народ в США. Самоназвание — Numunuu («настоящие люди»). Язык — команче, близок к языку шошонов, относится к юто-ацтекской языковой семье. Во второй половине XIX в. наиболее крупными племенами команчей были пенатеки, котсотеки, нокони, ямпарики, квахади. В настоящее время все команчи говорят по-английски, тогда как команчский язык практически вышел из употребления. Численность — 10 тысяч человек.
Шайенны, чейенны (англ. Cheyenne) — индейский народ в США. Название шайенны произошло от слова сиу sha-hi’ye-la, означающего Говорящие Красным или Люди, Говорящие на Чуждом Языке. Самоназвание племени — Tsetsehese-staestse (Тсистсистас) — Люди или Наш Народ. В настоящее время шайенны делятся на северных — Notameohmesehese — Северные Едоки и южных — Heevahеtane — Люди Верёвки.
Шайенский язык, относящийся к алгонкинской языковой семье, вытесняется английским. Верующие — христиане, анимисты, пейотисты.В честь шайеннов назван город Шайенн, столица штата Вайоминг.