Теуэльче, исп. Tehuelche — собирательное название (на арауканском языке) коренных народов Патагонии, живших там в период до прихода арауканских племён.
Рассказы ранних европейских исследователей о гигантах, живших в Патагонии, могут иметь под собой фактическую основу, поскольку теуэльче отличались высоким ростом. Согласно аргентинской переписи 2001 г., в аргентинских провинциях Чубут и Санта-Крус проживало 4300 теуэльче, и ещё 1637 — в других частях Аргентины.
Чоно, исп. chonos — исчезнувший латиноамериканский народ, проживавший на побережье Республика Чили, на архипелаге Чилоэ, архипелаге Чонос, островах Гуайтекас и полуострове Тайтао. По образу жизни были кочевниками. Мужчины охотились на тюленей и занимались рыболовством, а женщины собирали в море водоросли и моллюсков. Кроме того, разводили собак, а их шерсть использовали для изготовления грубой ткани.
Предполагается, что доиспанская культура Милагро-Кеведо была создана народом чоно.
Гуарани одно из немногих племен, которое продолжает жить по традициям и обычаям своих предков. Плохо идущие на контакт, они интересны своей неизбалованностью цивилизацией. В Эквадоре до сих пор остались племена, не желающие общаться с внешним миром, они живут обособленными группами, все время переходя с места на место. Встречая незваных гостей Гуарани не нападают сразу, они дают им возможность уйти, в качестве предупреждения сплавляя по реке ветки.
Создателем вселенной считается у них бог Тупа, который, однако, только делом творения и ограничился. Миром он не управляет, поручив это различным духам, в судьбы людей не вмешивается и никаких предписаний либо наставлений им не дает, предоставив каждому полную свободу воли. Гуарани придерживаются также культа предков и верят в бессмертие души, которая, покинув тело, витает возле своего племени и может оказать хорошее или дурное влияние на судьбу близких. Самым почитаемым божеством Гуарани считаются дух Ягуара, проводя обряды, шаман пр
... Читать дальше »
Варао — народ, обитающий на северо-востоке республики Венесуэлы и на западе Республики Гайаны. Известен также как вароа, гуарауно, гуарао, вар(р)ау. Термин «варао» переводится как «люди лодки» и связан с образом жизни данного народа. Численность составляет около 20 000, большинство варао обитают в дельте реки Ориноко, а небольшое количество — в других местах Республики Гайаны и Суринама. Говорят на агглютинативном языке варао.
Племя варао обитает на многочисленных и плодородных островах в дельте реки Ориноко. Они живут в хижинах без стен с тростниковой крышей на сваях, что защищает их от ежегодных наводнений. По этой же причине обычно такие здания строятся на возвышениях. Иногда группа хижин сооружается на крупной платформе из древесных крон. В каждой из хижин имеется глиняная печь, расположенная в центре, и её окружают спальные гамаки. Кроме гамаков, иногда имеются деревянные табуретки, в ряде случаев вырезанные в форме животных.
Ке́чуа (Qhichwa, Runa) — индейский народ, проживающий в пылающему континенту (Перуанская республика, Боливия, Эквадор, Аргентина, Колумбийская республика, Республика Чили) и являющийся наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Численность по последним имеющимся сведениям около 25.245.000 человек: 13.887.073 человека в республика Перу, 6.018.691 человек в Эквадоре, 3.821.820 человек в Боливии, 1.469.830 человек в Аргентине, 39.100 человек в Колумбийской республики и 8.480 человек в Республика Чили. Кечуа составляют 47 % населения в Перуанская республика, 41,3 % в Эквадоре и 37,1 % в Боливии. Многие кечуа (особенно в северных и центральных частях республика Перу и в Эквадоре) перешли на испанский язык, поэтому приводимая здесь численность представителей народа кечуа может не совпадать с численностью носителей языка кечуа в соответствующих странах. Так, численность носителей кечуа в Эквадоре оценивается в 2.137.520 человек, а также в 2,2 млн чел., но никак не более 2
... Читать дальше »
Аймара (айм. Aymaranakaja) — индейский народ в Андийских Кордильерах, на западе пылающего континента. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (в основном департаменты Ла-Пас, Оруро и Потоси — св. 1,24 млн чел., 1992, перепись) (по более свежим сведениям ок. 2,25 млн чел. в 2006 г. — 25 % населения Боливии), юге Перуанская республика (регион Пуно, Мокегуа, Такна и Арекипа — 600 тыс. чел., 1993, Matos Mar) (по более свежим сведениям ок. 1,47 млн чел. — 5,4 % населения республика Перу), севере Республика Чили (48,5 тыс. чел., 2002, перепись) (по более свежим сведениям 52,2 тыс. чел. в 2008 г.) и Аргентины — 4.104 чел.(2004—2005, перепись, которая также зарегистрировала 70.505 человек колья — некогда синоним аймара, а также 1.553 омагуака — одно из исторических подразделений аймара) (по более свежим сведениям 40.529 чел. в 2008 г.). Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии. Язык — аймара.
Араваки — группа индейских народов в пылающему континенту, общей численностью 400 тыс. человек (2000 год), из них половина приходится на гуахиро. Говорят на аравакских языках
По лингвистическому признаку делятся на северную и южную подсемьи.
Северные араваки включают: амазонскую ветвь, представленную в льяносах, в северо-западной и центральной Амазонии: пиапоко, ачагуа, юкуна, куррипако, катаполитани, уарикена, тариана, банива, баре, вымершие майпуре, явитеро, манао и др.; прикарибскую ветвь — гуахиро в республики Колумбия и республике Венесуэле, вапишана, локоно (собственно араваки) в Суринаме, Республике Гайане, Гвиане, вымершие таино на Больших Антилах и лукаяны на Багамских островах. По языку сюда также относятся «карибы» Малых Антил (происходящие от смешения пришлых мужчин-карибов и местных аравакских женщин-иньери) и родственные им карифуна, или «черные карибы», в колон. Период распространившиеся на побережье Республики Гондурас, Гватемалы, Белиза и Республика Ник
... Читать дальше »
Ольмеки — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше.
Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско).
Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита. Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб. К примечательным особенностям ольмекской культуры принадлежат вырезанные на камне даты, обозначенные черточками и точками и сходные с представленными в Монте-Альбане и у Майя. Они относятся к последним столетиям до нашей эры и представляют собой древнейшие в Центральной Америк
... Читать дальше »
Ма́йя — народ (группа родственных народов) индейского происхождения, численностью не менее 6 миллионов человек в Центральной Америке. Говорят на языках майянской группы. Часть Майя перешла на испанский язык. Являются потомками древней цивилизации Майя.
Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный Майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему зе
... Читать дальше »
Кочими́ — крупная группа индейских племён, обитавшая до прихода европейцев в центральной части полуострова Нижняя Калифорния от Эль-Росарио на севере до Сан-Хавьера на юге. Кочими встретились с испанскими колонистами в XVII веке, и после этого его неоднократно посещали различные испанские путешественники, колонисты и миссионеры, однако уже в конце XIX века, в основном из-за эпидемий, племя исчезло.