В
мезоамериканской археологии подобный объект ["тайник"] считается
достаточно типичным. Древние индейцы, начиная с самых ранних времен и вплоть до
появления испанцев, регулярно закладывали всевозможные "тайники" -
культовые предметы, спрятанные с непонятной для нас целью в укромных ямках.
Одиночные
глиняные фигурки, датируемые 2300 годом до н.э., были обнаружены в тайниках
Сохапилко в долине Мехико. После 1500 года до н.э. подобные тайники появились
повсеместно и в больших количествах; археологи связывают это с развитием
оседлых постоянных поселений. Таким образом, появление тайников можно
расценивать как желание коллектива закрепить за собой определенную территорию
путем создания своеобразного "информационного пространства" - то есть
символического или даже магического включения этой территории в собственную
модель мира.
... Читать дальше »
...нельзя
не поговорить о знаменитой "игре в мяч". Наиболее детальные
подробности этой древней индейской игры содержатся в знаменитом эпосе народа
майя-киче "Пополь-Вух".
Как
известно, хроника "Пополь-Вух" представляет собой комбинированную
версию разновременных мифов, отражающих достаточно позднюю и претерпевшую много
изменений религиозно-историческую модель мира гватемальских индейцев киче.
Помимо исторических событий, последовательность которых в изложении носит
весьма условный характер, этот памятник содержит важные сведения о системе
родства и характере родоплеменных связей между киче и их предками. Тема родства
является одной из ключевых в повествовании, поскольку книга, собственно, и была
записана с целью доказательства индейцам своих исторических и наследственных
родовых прав на занимаемые ими земли, с которых в колони
... Читать дальше »
Авторы
приключенческих романов, и не только они, немало потрудились над созданием
образа "кровожадного, жестокого индейца", забывая об обычаях собственных
предков - ведь не секрет, что кровавые жертвоприношения практиковались
фактически у всех древних народов. По их представлениям, кровь и дыхание
являлись вместилищем души. Именно душа человека, освобожденная от тела,
отправлялась к богам и передавала им просьбы и молитвы людей. Таким образом,
то, что принято называть человеческим жертвоприношением, ни в коей мере не
свидетельствовало о какой-то "исключительной жестокости". Этот акт
рассматривался как послание избранного, лучшего из лучших, к богам - наподобие
Христа-Спасителя.
Появившись
в XVI веке в новом Свете, испанцы запретили эту, по их авторитетному
заключению, варварскую практику. Индейцы же не переставали удивляться
ж
... Читать дальше »
По мере проведения
археологических работ мексиканским антропологам удалось обнаружить немало
случаев ритуального очищения человеческих костей и черепов от плоти и их
дальнейшей температурной обработки. Самые крупные находки были сделаны в
центральном районе Мексики - городах Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко.
Исследования показали, что пиршества здесь происходили еще до начала нашей эры.
Сразу было высказано предположение о том, что это ритуальный каннибализм -
явление, достаточно широко распространенное не только в Мексике или
Мезоамерике, но и у других народов.
...в
древней Америке котов не было - они появились вместе с испанцами и сразу же
заняли подобающее им место. Причем первые коты-мигранты стоили огромных денег.
Собаки на Американском континенте жили всегда.
Считается,
что предок американской собаки был выведен на северо-востоке Сибири или на
Аляске из некоей разновидности китайского волка. И случилось это судьбоносное
событие по крайней мере 20 тысяч лет тому назад...
Как бы
то ни было, уже в VI тысячелетии до н.э. на территории Мексики появляются
первые фигурки собаки. А в древних городах Тлатилко (1700-1100 годы до н.э.) и
Куикуилко (500-200 годы до н.э.) обнаружены захоронения человека и собаки
вместе.
Космологические
представления астеков заключались в делении мира по вертикали на три уровня, в
каждом из которых выделялись четыре части (по странам света) и центр. Легенды о
сотворении мира повествовали о космических циклах-"Солнцах", каждое
из которых было разрушено в результате мирового катаклизма. Современный им
космический цикл астеки называли Солнцем Движения.
Основным
божеством астеков, поддерживавшим мир в равновесном состоянии, был Уицилопочтли
- божество, появление которого в поздних мифах связано с Солнцем. Но на самом
деле все обстояло гораздо сложнее и запутаннее. Поскольку именно Уицилопочтли
стал главным претендентом на роль единого бога. Попробуем разобраться в его
ипостасях.
Надо
сказать, что уже в мифологической версии о ст
... Читать дальше »
Города
астеков, и прежде всего величие Теночтитлана, были первым, что поразило
воображение испанцев. Тогда здесь проживало около полумиллиона жителей... Эта
великолепная столица с ее строгим делением на четыре части, точкой схождения
которых был ритуальный центр, стала шедевром архитектуры астеков. Три дамбы
соединяли островной город с сушей. Для защиты от наводнений была построена
каменная плотина. В островной части Теночтитлана функции улиц выполняли каналы
с дорожками, пересекавшиеся мостами. Для доставки питьевой воды в этот огромный
город сооружались специальные акведуки.
Главная
площадь, расположенная в ритуальном центре, была окружена прямоугольными
пирамидами с храмами и дворцами из адобов. Она использовалась для проведения
праздников, общих собраний и некоторых ритуалов. Основным сооружением
ритуального центра была пи
... Читать дальше »
Как же
было устроено астекское общество в период его расцвета? Его можно представить в
виде пирамиды с жестким делением на страты. Подняться вверх по такой пирамиде
было крайне сложно - для этого требовались особые заслуги перед руководством.
На
вершине пирамиды астекского общества стоял тлатоани, обладавший всей полнотой
власти и выполнявший как светские и военные, так и высшие религиозные функции.
Тлатоани выбирался Высшим Советом из мужчин правящей семьи. В Высший Совет
входили главы 20 общин-кальпулли и представители знати. Предпочтительной формой
наследования была передача власти тлатоани от старшего брата к младшему, а
затем к сыновьям или племянникам. Тлатоани был окружен представителями светской
и военной знати. Основу светской знати составляли государственные чиновники.
Однако правители астеков прекрасно понимали, что
... Читать дальше »
...в
30-е годы XV века города-победители Теночтитлан, Тескоко и вынужденно присоединившийся
к ним тепанекский Тлакопан образовали политико-экономическое объединение,
получившее название Тройственного союза. Это было неравноправное объединение, в
котором военная добыча и дань делилась между Теночтитланом, Тескоко и
Тлакопаном в соотношении 2:2:1. При этом Тескоко являлся своего рода Афинами
древней Мексики, центром развития искусств, поэзии, философии и науки.
Теночтитлан можно сравнить с Римом благодаря наличию четкой социальной
структуры, развитого законодательства и судебного дела и постоянному стремлению
к военной экспансии. Тлакопан же оставался зависимым, подчиненным Теночтитлану
союзником. В Союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400
селений. Согласно списку дани, выделялось 38 провинций. Можно сказать, что это
была высшая форма социальной организации в Мезоамерике, дальнейшее естеств
... Читать дальше »
Легенда,
объясняющая самоназвание этого народа, гласит, что последним покинутым племенем
местом было озеро Астлан, что означает "Место цапель". И потому
жители Астлана именовали себя "астеками". Еще их иногда именуют науа,
поскольку именно так называется астекский язык, относящийся к юто-астекской
лингвистической семье.
Известно
и другое название - мешики. Оно возникло от имени вождя, возглавлявшего тех,
кто добрался до Чапультепека, что рядом с озером Тескоко в долине Мехико.
Появившиеся в XVI веке испанцы записали это название как mexicas, при этом
испанская буква х использовалась для передачи звука "ш". Однако этот
звук, нехарактерный для испанского языка, вскоре был заменен на "х" -
именно так он звучит в названии страны - Мехико (Mexico). Однако в других
языках латинскую букву х произносили, согласно правилам, как "кс", и
... Читать дальше »