Судя
по данным археологии, это были ритуально-административные центры, рассеянные по
всей территории и располагавшиеся чаще всего вблизи рек. Подобные ритуальные
центры принято называть протогородами. Поселения из рассеянных домохозяйств
соответствовали родоплеменной организации общества. Они не являлись составной
частью протогорода и могли располагаться на значительном от него удалении.
Поскольку известно несколько городских центров ольмеков, можно предположить,
что возникали они по принципу укрепления власти родовых вождей, тогда как
зависимые поселенческие общины должны были принадлежать тому же роду.
Любопытно, что известно около 10 археологических центров ольмеков. Четыре из
них, наиболее крупные, относительно равномерно расположены по территории
цивилизации вдоль побережья Мексиканского залива, на некотором удалении от
моря. Это (с запада на восток) Трес-Сапотес (500-100 гг. до н.э.),
Лагуна-де-лос-Серрос (900-500 гг. до н.э.), Сан-Лоренсо (1350-700 гг. до н.э.)
и Ла-Вента (1100-400 гг. до н.э.). Вокруг этих крупных центров, в основном в
центре и на западе, возникали и более мелкие, некоторые из которых как бы
противостояли главным. Деление земель ольмеков (если судить по известным
городским центрам) свидетельствует о фратриально-племенном подходе к
формированию социальной организации складывающегося общества.
Протогородские
центры, создававшиеся древними ольмеками, имели сакральное значение и воплощали
религиозно-социальное устройство мира, в основе которого лежали знания о мире и
космосе, культ предков и представления о реинкарнации.
Ольмекские настенные росписи и рельефы встречаются в
горных пещерах на достаточном удалении от основной территории цивилизации,
вплоть до центральной Мексики, что свидетельствует о значительном культурном
влиянии на сопредельные регионы.
|