Специалисты центров денситометрии обычно имеют больше информации о результатах ДЭРА, чем врачи первичного звена, и они могут показать пациенту изображения его позвоночника и бедренных костей на мониторе компьютера. Сложно требовать, чтобы терапевт так же хорошо разбирался в денситометрии, как специалисты, целыми днями работающие с тестами.
Повторение очень важно. Даже если терапевт найдет время обсудить результаты и стратегии лечения с пациентом, последнему будет полезно прослушать все еще раз. Это придаст больший вес рекомендациям. Большинство людей плохо усваивают и запоминают информацию с первого раза.
Это позволит убедиться, что пациент узнал результаты денситометрии от специалиста. В Америке результаты тестов пациентам часто сообщает медсестра или секретарь. Работники центров денситометрии лучше разбираются в денситометрии костей и профилактике остеопороза, чем врачи широкого профиля и врачи-интернисты.
Это позволит избежать упущений. Часто врачи так загружены бумажной работой, что иногда не замечают аномалий в результатах тестов. Или пациенты так заняты, что не могут найти время, чтобы обсудить способы профилактики остеопороза и возможные побочные эффекты лекарств.
Например, моей подруге в течение девяти лет три эндокринолога в трех разных городах назначали кортикостероиды, но ни один из них не предупредил, что длительный прием этих препаратов ведет к потере костной массы. На отмену кортикостероидов ушло два года. Потом она прошла денситометрию, но терапевт лишь через десять месяцев на очередном мед осмотре заметил, что результаты аномально низкие.
Обсуждая с пациентами факторы риска остеопороза и результаты тестов, центры денситометрии помогут минимизировать вероятность подобных ситуаций.
Как потребитель, вы можете избежать лишних неприятностей, если попросите копию результатов и, прежде чем принимать любые лекарства, потратите время, чтобы узнать о них побольше. Копию результатов можно получить в центре денситометрии или у лечащего врача. Почему лаборанты могут отказаться обсуждать результаты тестов Одна из главных причин того, что многие американские лаборанты и медработники не должны обсуждать результаты денситометрии с пациентами - стремление избежать предоставления неверной или противоречивой информации. При проведении теста в центре денситометрии результаты должен интерпретировать радиолог, который затем готовит письменный отчет на основании компьютерных данных.
Но хотя общий диагноз субъективен и может меняться, Т-показатели, Z пoкaзaтeли и минеральная плотность костей позвоночника и бедра рассчитываются сразу денситометром, и они не меняются. Сложно понять, почему лаборантам не позволяют сказать пациентам хотя бы их числовые результаты. В аптеках, в которых проводят денситометрию периферических костей, сразу говорят Т-показатели и объясняют, что они означают.
Подобно большинству людей, я не возражаю против противоречивых точек зрения или расхождений в результатах. В конце концов, медицина - не точная наука. Но если кто-то намеренно утаивает от меня информацию о моем здоровье или заставляет меня долго ждать, чтобы ее получить - это сильно действует на нервы.
Другая причина, по которой в центрах денситометрии не обсуждают результаты тестов, заключается в том, что с психологической точки зрения лучше, чтобы плохие новости пациенту сообщал врач, а не лаборант. Не думаю, что это уважительная причина. Остеопороз или остеопения - не смертельные заболевания, подобно злокачественным опухолям. Люди не умирают непосредственно от остеопорош. Кроме того, лаборантов можно научить сообщать информацию обнадеживающим образом.
Даже в более серьезных случаях целесообразно сообщать пациентам информацию и показывать изображения на мониторах. Один из примеров, не имеющий отношения к денситометрии, касается ультразвукового исследования сонной артерии.
Прослушав пульс на сонных артериях, врач направил мою маму к специалисту по сосудам. Тот упомянул о возможной операции и дал направление на ультразвуковое обследование. Я сопровождала маму в мед центр. Во время теста лаборант сказал, что артерии мамы сильно блокированы, и показал нам их на мониторе.
Это были плохие новости, но мама имела возможность их обдумать в течение пары дней, прежде чем пошла на прием к специалисту. Хотя у нее уже был инсульт, она решила отказаться от операции. Она сказала, что если умрет от инсульта - значит, такова воля Бога.
На приеме специалист снова советовав операцию, но заметил, что она может умереть от инсульта на операционном столе. Т.к. маме было за восемьдесят и она не хотела оперироваться, врач согласился, что лучше от операции отказаться. Мама прожила еще несколько лет, и инсульта у нее не случилось.
Хотя лаборант показал маме результаты ультразвукового обследования, никаких негативных последствий не было. Наоборот, это имело свои преимущества.
Маме не пришлось волноваться в ожидании результатов. Намного проще сразу узнать плохие новости, чем гадать, что они собой представляют. Большинство людей желают знать результаты тестов сразу.
У мамы было время сформулировать вопросы и обдумать последствия закупорки артерий, прежде чем она пошла на прием к специалисту. Впервые услышав плохие новости, люди часто опушают шок и не могут рационально мыслить. Важные решения лучше принимать спустя некоторое время, чтобы все обдумать.
После теста мама стала больше внимания уделять диете и регулярному приму: лекарств от атеросклероза. В результате уровень холестерина у нее в крови снизился и исчезли симптомы, требующие немедленного похода к врачу. Через полтора года врач даже отменил ей лекарства, но уровень холестерина все равно оставался в пределах нормы.
Врачу было проще обсуждать результаты обследования и стратегии лечения, потому что мама о них уже знала. Изображение закупоренных артерий мотивирует намного сильнее, чем слова врача о вреде холестерина. Думаю, на ультразвуковом обследовании всем пациентам нужно показывать, как выглядят их артерии и как должны выглядеть артерии здорового человека.
Изображение закупоренных артерий моей мамы оказало на меня большое влияние. Я сразу изменила диету и начала тщательно следить за уровнем холестерина в крови. Подобно тому, как, увидев изображение позвоночника и бедер мамы в центре денситометрии, я решила сама пройти тесты и предпринять меры по профилактике остеопороза.
Пациенты платят за тесты и за лечение, а потом своим здоровьем отвечают за последствия этого лечения. Поэтому они должны иметь возможность обсудить с лаборантом результаты и увидеть изображения своего тела на мониторе, если этого хотят. Компетентные врачи не полагаются на письменные отчеты, они смотрят на изображения. И пациенты должны иметь возможность их увидеть.
Система, при которой лечащие врачи сообщают пациентам результаты тестов, была призвана защитить интересы пациента и гарантировать, что они получают информацию от наиболее квалифицированных людей. Пятьдесят лет назад эта практика себя оправдывала, потому что врачи могли потратить на каждого пациента больше времени.
Сегодня страховые компании платят врачам все меньше, так что последние вынуждены увеличивать количество пациентов, чтобы заработать на жизнь. Организации здравоохранения прямо инструктируют врачей тратить на каждого пациента меньше времени. В результате врачам просто некогда обсуждать результаты денситометрии и давать рекомендации.
Решение этой проблемы - позволить квалифицированным работникам центров денситометрии сообщать пациентам информацию. Во время теста достаточно времени, чтобы поговорить с пациентом и ответить на его вопросы. Проблема в том, что их вынуждают переадресовывать все вопросы лечащим врачам. Если лаборантам позволят общаться с пациентами и показывать им на мониторе результаты, выиграют не только пациенты - работа лаборантов станет более интересной и приятной. Их следует учить, чтобы они сообщали результаты в позитивном ключе, чтобы старались побудить пациентов предпринимать меры по профилактике потери костной массы. Если медики действительно хотят сделать все возможное для профилактики остеопороза, нужно пользоваться каждой возможностью просвещать пациентов относительно поддержания здоровья костей.
|