Привет, меня зовут Джейсон Рот, я фотограф, мультимедийный журналист из Ванкувера, Канада
Сейчас в Мисьонесе в Аргентине работаю над проектом этномузыки, изучаю музыку мбья-гуарани, коренного народа здешней провинции Мисьонес, расположенной в северной Аргентине
Этот первый подкаст, определенно первый подкаст из гамака, это своего рода эксперимент, чтобы рассказать вам о людях, с которыми я встречаюсь и что происходит с проектом
Так что я планирую выкладывать сюда часть собираемого материала, видео, фотографии и аудио за прошедшую неделю или около того
так что давайте посмотрим
Мисьонес расположен где-то в 12 часах езды на автобусе от Буэнос-Айреса
Мне нравится уезжать ночью, я выехал в 9 часов вечера из Буэнос-Айреса, заснул, а проснулся в совершенно другом мире
Сразу появились леса и грузовики, перевозившие лесоматериал и здесь начались джунгли
Мы проезжали мимо плантаций и ещё бОльшего количества грузовиков, но вскоре выехали на тихое шоссе
Это родина гуарани, бывшей до прихода испанцев и португальцев группы охотников-собирателей
И всё что им было нужно, они получали у земли, из леса и рек
Большая вода
Водопад Игуасу, что в переводе с языка гуарани буквально означает «Большая вода» - я здесь был в прошлом путешествии
Вся территория и регион напоминает Затерянный мир
Это была земля гуарани, фактически это и был их мир
Сюда они пришли полукочевым племенем в поисках земли без зла и жили тут сотни лет
Построили вокруг этого места свою культуру и космологию, вокруг природы
К несчастью бОльшая часть природного комплекса водопада Игуасу сейчас является достопримечательностью, куда приезжают туристы, а природа вокруг уничтожена и превращена в плантации и места для промышленности
Музыка
Идея проекта этномузыки состоит в исследовании точек соприкосновения музыки и общества
И в основном здесь рассматривается как музыка служит связующим звеном в передаче культуры, передаче её от одного поколения другому
Т.к. сегодня в Мисьонесе практически невозможно жить охотой и собирательством, то и культура гуарани из-за этого трансформируется и довольно быстро
И одним из средств существования культуры является музыка
Музыкальная культура гуарани резко изменилась с появления миссий иезуитов в Аргентине, Бразилии, Парагвае и Боливии, и следствием этого стали наблюдаемые нами у гуарани гитары, скрипки и флейты, а также другие европейские инструменты
Однако бОльшая часть культуры гуарани и духовность, которая была им присуща до прихода иезуитов сохранилась с использованием музыкальных форм
Инструменты сами по себе представляют интерес, здесь, например, вы видите современную шестиструнную гитару, модифицированную индейцами в пятиструнную гитару гуарани, на которой они играют в свойственной им манере
Кату-Пири
Одним из сообществ, где я работал стал Кату-Пири
И здесь, к счастью, есть мультиязычная школа, где помимо традиционно изучаемых учениками математики и других наук на испанском языке, они также отводят время на изучение культуры гуарани, их языка и музыки
Интересной особенностью музыкального класса в Кату-Пири является то, что для игры на инструментах, ученики сначала сами должны их смастерить из бамбука и других лесных материалов
Некоторые из инструментов довольно сложные в изготовлении, например, скрипка, гитара, которая в школе одна на всех
Так что такие ученики, как этот юноша, становятся своего рода специалистами и они не могут просто играть в городе, в сообществе, в т.ч. и для записи песни, потому что место этой гитары только в школе
И одной из задач проекта стала сборка инструментов для сообщества, чтобы дети могли играть на них вне стен этой школы
И такие инструменты кто-нибудь да делает в сообществе, обычно духовный элдер, который знает как сделать скрипку гуарани и гитару гуарани
Так что мы начнем со скрипки, похожей на ту, что вы видели здесь, а также с небольшой гитары
Специальный бонус
Цирк партизан джунглей
А завершил я свое пребывание здесь цирком
Шоу вели Гран Хабини и Сеньора Катастрофа
Обычно такие артисты разъезжают по двое или более по всей Аргентине и другим частям Южной Америки
И они устраивают цирковые и театральные представления во многих небольших сообществах, таких же как и здешнее сообщество Сан-Игнасио, или других сообществах гуарани – Кату-Пири или Андерсито
Было очень интересно показывать на небольшом участке бесплатное представление, и я вот тоже поучаствовал – снимал фотографии и вёл видеосъёмку, но у этих ребят было потрясающее шоу и некоторые из этих детей ничего подобного не видели
Огни, одноколесный велосипед, огромная женщина на ходулях и многое другое
Ну и завершу я этот подкаст анонсом – я вернусь в сообщество завтра, чтобы продолжить съемки и сейчас я оставляю вас в талантливых руках Гран Хабини и Сеньоры Катастрофы
Некогда кочевой народ мбья-гуарани из северной Аргентины в XVII веке вынужден был поселиться в иезуитских «редукциях», чтобы избежать рабства. Там их познакомили с христианской доктриной, а также европейской музыкой и инструментами эпохи барокко. Одарённые ремесленники и музыканты, гуарани быстро научились играть и даже создавать свои собственные инструменты. Когда иезуитов изгнали из Нового Света, гуарани вернулись в свои леса, но уже с музыкальными инструментами, музыкой и видоизменённой культурой.
Проект автора: http://www.jasonrothe.com/guarani1/
Видео: http://vimeo.com/16415161
Перевод и озвучка: сайт «Мир индейцев» / http://www.IndiansWorld.org
|