Среда, 26.07.2017
Mesoamerica.narod.ru 2.0
индейцы
Меню сайта
Категории раздела
Индейские народы [49]
Об индейцах [40]
Мезоамерика [59]
Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Ершова Г.Г.
Аргуэльес [95]
Коттерелл, Джилберт [72]
Кастанеда [62]
Разное [5]
Медицина [102]

Главная » 2014 » Декабрь » 9 » Затерянные царства Южной Америки. Облачные люди
19:42
Затерянные царства Южной Америки. Облачные люди

Д-р Джаго Купер (р. 01 июня 1977 г.) – британский археолог, куратор американского зала Британского музея. Специализируется на археологии Южной Америки и Карибского региона, в частности на историческом эффекте от изменения климата, оказываемого на островные сообщества. Подготовил и участвовал в создании серии программ для телеканала BBC Four: «Затерянные царства Южной Америки», «Затерянные царства Центральной Америки» и «Остров Пасхи: загадки затерянного мира».

 

Археологи жаждут неизведанных территорий

Их ничто не волнует больше, чем новые открытия древних цивилизаций

Вот уже более века Перу открывает нам сокровище за сокровищем

--------

д-р Джаго Купер

Это огромная страна крайностей – от тропических лесов до сухой пустыни Атакама

И в одном из самых отдаленных северных регионов находится самое таинственное царство в Перу

Я, Джаго Купер, и как археолог, специализирующийся на Южной Америке, я всегда был очарован секретами и тайнами, глубоко спрятанными в этих внушительных и запретных пейзажах

В истории этого континента доминировали рассказы об инках и испанских конкистадорах

Но в этих сериях я буду изучать старое и забытое прошлое, путешествуя от побережья к  облакам, в поисках древних цивилизаций, значительных и впечатляющих, как нигде в мире

В далеком севере Перу одна из таких цивилизаций процветала на протяжении более 500 лет

Их называли чачапойцами, что в переводе означает облачные люди, но кем они были – остается одной из самых больших археологических тайн Южной Америки

--------

Затерянные царства Южной Америки

Облачные люди

В 900 году на горных вершинах Анд жил народ Чачапойя

Останки культуры Чачапойя являются одними из самых красивых и непознанных в Южной Америке

Чачапойя, откровенно говоря, для нас еще загадка

Всё, что мы видим – лишь дразнящие фрагменты сокровищ и артефактов далеких тропических лесов, гробниц, расположенных на неприступных скалах, мумий, спрятанных в пещерах

И один из самых впечатляющих археологических комплексов в Южной Америке

Как такая многогранная и передовая процветающая культура расцвела в этой отдаленной части Перу более 1000 лет назад?

До путешествия в горы мое исследование этих загадочных людей началось здесь, в столице Перу – Лиме

Ни одна из индейских культур Южной Америки не оставила нам письменных свидетельств, поэтому самые ранние записи – это хроники испанских конкистадоров

В 1638 году через 100 лет после прибытия испанцев отец Педро Каланча стал одним из первых летописцев на территории Чачапойя

И он писал о том, что чачапойцы были воинственными и упрямыми знахарями и колдунами

И, к удивлению европейцев, он также написал, что они подчинялись вождю только во время войн и только тому, кто был наиболее известен своей доблестью, предприимчивостью и смелостью

Колдуны на вершинах гор.

Воинственные индейцы, которых не контролировали их правители.

Интригующе, хотя свидетельств конкистадоров не так много, чтобы делать далеко идущие выводы

Испанские захватчики не всегда были надежными свидетелями

Проблема в том, что лишь несколько археологов отважились отправиться в Чачапоя

Поэтому, перед отправкой в Анды мне нужен более надежный источник

Одним из немногих, кто изучал загадочные Чачапоя, была Адриана фон Хаген, с которой я встретился для получения основополагающих знаний

Чем именно вас привлек регион чачапойцев?

Что вы находите столь интересного в культуре чачапойя?

Дело в том, что здесь так мало известного, в иконографии и представлении, это то, что я изучаю, что может раскрыть их культуру

Вы отметите, что все места обитания Чачапоя, почти все, расположены на вершинах гор или хребтов

Они были известны как колдуны, использующие Амазонские эзотерические знания о травах и галлюциногенных наркотиках

Так мало областей чачапойя было нанесено на карту и как вы думаете, сколько археологи нашли на самом деле?

5%?

Да, я могу по пальцам одной руки пересчитать памятники, раскопанные учеными

Невероятно, ведь это огромный регион

Огромный

Почему, как вы считаете, у археологов там ещё много работы?

В основном, потому что это изолированный район

По крайней мере изолирован для нас, в наших западных представлениях об отдаленных местах, чтобы туда попасть

Я имею в виду, что для доколумбовых народов переход в течение 2 недель было обычным делом

Но для нас даже день за рулем это долгий путь

Перу приблизительно в пять раз больше Великобритании

Чачапоя находится на севере, на восточной стороне гор Анд и занимает площадь в 9,5 тысяч квадр.миль меняющихся ландшафтов

После полета из Лимы и 14-часовой езды я, наконец, добрался до региона, именуемого Чачапоя

И впервые увидев эпические пейзажи – я был просто поражен, потому что это не лучшее место для постройки цивилизации

Первые люди прошли по Аляске в Северную Америку более 14000 лет назад.

В течение последующих 1000 лет они продвигались на юг вдоль тихоокеанского побережья и через континентальный переход, чтобы колонизировать и заселить Южную Америку

Культура чачапойя возникла ок.900 года и некоторые археологи считают, что они эмигрировали в эти пустынные вершины гор из низменностей Амазонии

И мы знаем, что по прибытию сюда, они начали строить дома на вершинах холмов и затем их стало насчитывать 1,5 миллиона человек

Они правили этими горами и долинами на протяжении шести столетий

Но первый вопрос, касательно Чачапойя  - почему же они обосновались именно в этом регионе?

На западе – Анды, простирающиеся на тысячи километров – это высочайший горный массив в Южной Америке

На востоке – огромный бассейн Амазонки и густые тропические леса

На современный взгляд, регион Чачапоя как будто окружен барьерами.

Как будто

Археологам нужно взглянуть во времена раньше первых поселений

Это Рио-Уткубамба, одна из многих рек, протекающих через регион Чачапоя

И хотя некоторые из этих рек начинаются всего в 240 километрах от побережья Тихого океана, они все разворачиваются на восток и стекают в бассейн Амазонки, чтобы проделать путь в 4800 километров до Атлантики

Для современного человека, река может показаться еще одним препятствием, которое затрудняет жизнь в древнем обществе

Но, конечно, проще перемещаться по воде, а не через джунгли или вверх в горы

Если, как это представляется наиболее вероятным, первые чачапойцы плыли на плотах и каноэ, река обретает совершенно новый смысл

Она становится трассой, соединяющей Анды с амазонским бассейном

Путешествие, которое займет много дней пешком, может быть совершено по реке за несколько часов

Низменности тропических джунглей, в связи с огромным амазонским бассейном являются самыми биологически разнообразными местами на земле

Таким образом, несмотря на жизнь высоко в горах, чачапойцы могли торговать с народами Амазонии, обеспечивая поставки большого количества трав, лекарственных средств, животных и перьев экзотических птиц

Чачапойцы выбрали идеальное перекрестье

Что казалось изолированным, на самом деле стало центром торговли

Их сообщества на высоких горных вершинах могли быть тесно связаны с народом, жившим вниз по реке

Это пчелиный воск – типичный продукт верхней Амазонии

Это именно тот тип экзотических товаров,  которым они могли торговать высоко в горах и за их пределами

Это кажется единственным, что мы можем знать наверняка о Чачапойцах – то, что с помощью рек они могли торговать с народами ниже по течению в бассейне Амазоник

Подавляющее большинство материалов которыми торговали в тропических районах были недолговечными, но некоторые из них до сих пор сохранились

В поселениях чачапойцев были найдены изумительные головные уборы, украшенные экзотическими перьями попугаев из амазонских лесов

Звери из низменностей, найденные здесь, были мумифицированы и сохранились

С таким богатством питания и близостью к неограниченным ресурсам, по всей видимости Чачапоя процветал, занимаясь транспортировкой тропических товаров на далекие расстояния в Андах

Эти операции, несомненно, обогатили чачапойцев знаниями о травах, лекарствах, охоте и мифологии

Но не только это их ограничивало

Анды являются самой длинной горной грядой в мире, протянувшейся с севера на юг

Горы кажутся непреодолимым барьером между внутренней Южной Америкой и тихоокеанским побережьем

Как и реки, горы кажутся массивными препятствиями в регионе Чачапоя, но мы снова не будем судить только по виду

Эти глубокие каньоны, веками вытачиваемые Рио-Мараньон, стали самыми низкими маршрутами в Андах на сотни километров в оба направления. Эти реки долин вели себя как связки, через которые проходили торговые пути

Долины, соединяющиеся с побережьем, вместе с реками, открыли торговые маршруты в амазонию вниз по течению рек

И в поселениях Чачапоя во всем регионе мы обнаруживаем следы этой древней торговли

Я собираюсь в город чачапойцев, административную столицу региона

Здесь расположено Министерство культуры Чачапоя, где хранятся древние сокровища

В коробках уложены находки со многих километров вокруг

Это мумифицированные останки из могил Чачапоя

Мне позволили разглядеть всё поближе

Это лама

Ламы были на самом деле важными животными

Они сыграли важную роль в жизни Чачапоя

Очевидно, что до прихода европейцев во всей Америке не было лошадей, так что лам использовали не только ради мяса и шерсти, но она также была основным вьючным животным

Мы видим здесь веревку, протянутую позади ламы, которая сформировала здесь тюк на спине

И хотя это на самом деле это сосуд, похоже, что эта веревка крепит мешок на спине ламы, в котором перевозились товары из Чачапоя в гору

Мило

Это раковина была найдена в гробнице чачапойского воина в этом регионе

Здесь у нас перфорация на верхней стороне и даже прямо там, внутри, посмотрите

Отверстия внутри раковины

Мне кажется, что это флейта, музыкальный инструмент

Этот предмет преодолел расстояние в 500 километров с эквадорских берегов

Это заставляет нас думать о тех торговых сетях региона Чачапоя, которые ведут в речные системы через Андами вниз на другую сторону

Здесь в стручке немного семян – это растение майчилл, которое можно встретить только в низменности на высоте менее 500 метров

Видимо растение пришло из Амазонии, а эта оболочка, очевидно, использовалась в быту как музыкальный инструмент – погремушка

Её нанизывали на нитку и обвязывали вокруг запястий и лодыжек – и так погремушка грохотала

Прямо как танец Морриса в Великобритании

Но не только товары перевозили по оживлённым торговым путям

С торговлей приходят связи, а вместе со связами – знания

Прогулка по местному рынку действительно подчеркивает преимущества торговой системы

Вам больше не нужны собственные рудники, чтобы добывать металлы

Вам не нужно тратить дни на поиски в Амазонии экзотических растений

Считаю, что самое интересное в этих торговых сетях это то, как они способствуют открытию нового в искусстве, технологий, лекарственных растений

И самое важное – обретение новых идей, которые могут повлиять на вашу культуру

Так, контролируя торговые пути от культур тропических лесов до царств на побережье, они видели идеи в обоих зонах, встречая новые художественные методы и имея экзотические ресурсы в своем распоряжении

Можете верить или нет, но чачапойцы были довольно космополитичны

Как это часто бывает с такими иллюзорными сообществами, остались лишь фрагменты их яркой культуры в прошлом

Есть пиктограммы и картины на склонах гор,

музыкальные инструменты и посуда

и, самое поразительное из всех, их красивые текстильные изделия

регион Чачапойя всегда славился своим текстилем

к сожалению, очень мало чачапойского текстиля дошло до нас

но тот, что дошел до нас, дает нам представление о верованиях и взглядах Чачапойцев

Мне нравится твоя работа

Что означают эти образы здесь?

Это человек?

Нет, это я

О, это вы! Здорово!

Чачапойские туники и одеяла с красочным узором животных, змей и странных похожих на лягушек существ

Мы просто не знаем достаточно, чтобы уверенно сказать, что эти образы означают

Но они предполагают наличие богатой, очень продуманной, символической системы верований, испытавшей влияние, как низменностей, так и высокогорья

Могут понадобиться десятилетия исследований лишь для того, чтобы начать понимать изображения и те дразнящие ключи к разгадке культуры Чачапойя

Но один артефакт, найденный в более поздний период развития чачапоя, воплощает в себе сложность культуры Чачапойя

Кипу

Кипу – это кусок веревки с зашифрованной и закодированной информацией

Ими по всей видимости пользовались специальный люди, известные как хранители кипу

И их часто закапывали вместе с умершими людьми

Существует чуть более 600 этих удивительных артефактов

В том числе и те, что принадлежат удивительной коллекции музея в Леймебамба

Кипу остаются одной из величайших нераскрытых тайн современной археологии

Когда люди приходят в музей в Южной Америке, первое, что привлекает их внимание – это золотые предметы, эти блестящие и сверкающие объекты.

Но, оказывается, что это спрятанные в пыльном углу куски веревки. Кипу

Кипу – исключительные предметы

На языке кечуа, языке инков, кипу означает узел

Эти загадочные предметы изначально считали какими-то южноамериканскими счетами

Но недавние исследования свидетельствуют, что они намного сложнее

Когда мы говорим о собственном языке, то у нас есть буквы, 26 в английском

И это дает нам 26 различных переменных. Вы можете иметь любое число комбинаций последовательностей в письме

И если взглянуть на кипу, используя идею переменных, и разные способы записи информации

Вот основной шнур и с каждой его стороны на разных расстояниях друг от друга могут исходить ещё веревки, каждый из которых может иметь различную длину

Также там могут быть разные узлы, расположенные в разных местах

Даже у узлов несколько различных форм

Одинарные узлы, двойные вплоть до 10 различных ниток, свернутых вокруг веревки в один узел

Есть разные цвета и разные веревки

И тут понимаешь, как много может быть способов для кодирования информации

Изначально предполагалась простая последовательность чисел, но мы теперь знаем, что вложено в этих кипу – легенды, мифы, рассказы народа, создавшего их

Если, как мы подозреваем, кипу содержат рассказы, то их значение тогда очень велико

Это означает, что у чачапойцев и инков, которые также использовали кипу, была трехмерная система записи рассказов

В узлах могут быть скрыты ключи к раскрытию бесчисленных тайн

Очень многое ещё предстоит понять о кипу

А пока мы лишь можем просто смотреть на них с изумлением

Мы знаем о чачапойцах, как о торговцах, и что они вобрали в себя влияния всего региона

Но если их средства к существованию были зависимы от реки, зачем же основываться на труднодоступных горных вершинах?

Я встретился с Клаусом Кошмайлдэ, немецким археологом, который провел большую часть своей жизни изучая происхождение чачапойцев

Чем характерны поселения чачапойцев?

Поселения находились на вершинах холмов, в то время, как церемониальные центры были расположены на склонах холмов

А как вы считаете, зачем они поместили свои поселения на вершинах холмов?

Основная причина заключается в том, что поселения находятся на уровне полей

Они выращивали кукурузу и картофель. И это на больших высотах

В Андах на разных высотах различный микроклимат и в них выращиваются разные сельскохозяйственные культуры

Таким образом, на оптимальной высоте для своих полей, облачные люди построили и свои впечатляющие поселения

Населенные пункты могут многое поведать

Архитектура и планировка зданий дают ценное понимание как жили чачапойцы

Здорово оказаться внутри одной из таких построек чачапойцев

А чем характерна архитектура чачапойцев?

Здания у чачапойцев круглые и у них есть декоративные фризы в основном зигзагообразной формы

Это универсальный мотив для чачапойцев

Просто оглядев здания, я вижу эти балки в стенах – о чем это нам говорит?

Балки возможно были использованы для второго этажа дома

Наличие нескольких этажей в доме довольно необычно для южной америки

Как мне кажется, это довольно большое здание

Да, это здание не было жилым

Это был церемониальный центр

И поэтому в домах, где такое было, практиковались ритуалы и танцы

Я был удивлен увидеть 600-летнее двухэтажное здание здесь, в Южной Америке

Это почти неслыханно

Я поражен тем, насколько сложны эти дома

Это реконструированное здание показывает, что чачапойцы были не просто талантливыми торговцами, но и умелыми архитекторами и строителями

Но поселения рождают больше вопросов, чем ответов

Клаус говорил о церемониальных зданиях, но мы не знаем точно какие обряды использовались чачапойцами

А вот о ритуалах, связанных со смертью мы знаем – они рассказывают нам о многом

Я сам хочу посмотреть на захоронения чачапойцев так что я еду по избитому проезду, удаленному от основных дорог, где останки облачных людей лежат нетронутые и по сей день

Это моя лошадь, её зовут Безумная, Эль Локо

И это меня немного пугает

Итак, у меня есть хорошее седло и покрывало

Стремена, сделанные из старых автомобильных покрышек

И я и Локо, лошадь, готовы подняться по долине

 

 

24

Локо и другие лошади пройдут в нашей экспедиции часть пути до горы

Пока мы в пределах видимости высоких скал Ла-Петака

Это труднодоступная местность, но археологи никогда не должны роптать, потому что удаленность этих поселений защищала их от охотников за сокровищами и грабителей, которые являются постоянной угрозой в этом регионе

Привет Максимо

Привет Диего,

Как дела,

Хорошо

Это самое безумное место

М только что спустились с вершины горы и догнали Максимо, одного из лучших альпинистов в Перу

Максимо мне нужен из-за своего опыта, потому что я хочу здесь увидеть собственными глазами скальную гробницу облачных людей

Эти огромные скалы удаленной Ла-Петака являются настоящим некрополем, город мертвых чачапойцев

Никогда не думал, что окажусь на краю горы, я готов отказаться и испытываю сильнейший ужас

Это очень долгий путь вниз

Так… покажу сверху какой отсюда вид

Можно ощутить на себе веревку,

Шлифующую известняк, когда спускаешься вниз

Здесь 300 метров высоты от верхнего до нижнего утеса

И даже с профессиональным альпинистом и самым современным оборудованием эта перспектива пугает

Но меня поражает, что столетия назад древние облачные люди не только поднимались вверх и вниз по этим осыпающимся скалам из известняка вместе со своими мертвецами, они ещё и построили на скалах гробницы

Вы можете увидеть признаки стен чачапойцев на этой скале

Они добирались до сюда и возводили эти стены на вертикальной скале

Эти осыпающиеся скалы из известняка изрыты пещерами и как мы считаем, чачапойцы их трансформировали в погребальные камеры

Примечательней всего то, что некоторые из этих захоронений по-прежнему здесь

Как чачапойцы добирались до сюда, совершенно не понятно

Спустившись по веревке, вы видите у меня за спиной нетронутые захоронения чачапойцев

Кости этих древних людей находятся на краю обрыва, а рядом находятся гнезда грифов

Но истинные открытия – внутри гробниц

Мы внутри пещеры

Эта естественная пещера, но здесь по бокам все ещё видно как чачапойцы строили стены, расширяя размеры пещеры

Мы на высоте 100 метров

И я не могу представить, что здесь было много людей, когда 500 лет назад здесь жили чачапойцы

Это на самом деле было довольно трудно проделать

Эти недоступные небольшие пещерные гробницы известны под именем чульпы

И это большая привилегия быть внутри одной из них

Пещера полна углов и закоулков

Я собираюсь подняться по этой стене и здесь я вижу маленький выступ

Внутри этой ниши лежит скелет человека и все его кости целы, нетронуты и в правильном положении

Можно увидеть, что они были завернуты в какую-то тунику или саван

Это по-настоящему зрелищно

Эта пещера – одна из многих в скалах Ла-Петака

И все останки были бережно положены согласно ритуалу в определенные места

Мы должны быть очень осторожны здесь, потому что здесь кости лежат на полу

Если посмотрите сюда, то сможете увидеть часть останков некоторых чачапойцев

Я никогда не видел ничего подобного

То, как кости были собраны, позволяет мне предположить, что возможно они уже были без плоти, до того, как их сюда принесли

То, как черепа и длинные кости разложены говорит о том, что они целенаправленно были размещены в этой скале

Они должно быть пролежали здесь не менее 500 лет

Мы видим все кости: длинные кости, черепа, коленный сустав

Невероятно видеть все это лежащим здесь

В некоторых чульпах лишь единичные захоронения, другие – массовые, возможно, семейные

А здесь вы можете видеть часть зубов в нижней челюсти

И судя по износу зубов, они принадлежали старику

Удивительный уровень сохранности в этих пещерах

Теперь понятно для чего проделаны старания и усилия, чтобы поместить сюда останки – чтобы защитить их от непогоды

Так мы понимаем насколько была важна для чачапойцев забота о мертвых

Есть что-то жуткое в этой могиле

Чачапойцы явно хотели сохранить их в своей памяти, они приходили сюда снова и снова, в одной лишь пещере десятки захоронений

От того, что это место покинуто и пустынно – мы стали первыми людьми, посетившими это место за продолжительное время

Можно подумать, что размещая своих умерших в недосягаемых высоких скалах, их оставляли в покое

Но удивительным образом некоторые камни внутри пещеры сглажены, что предполагает повторные посещения этих пещер

Поиски археологов в этом контексте особенно важны, потому что если мы хотим интерпретировать и понять, чем занимались чачапойцы, мы должны увидеть все таким же, каким и было оставлено

Я не буду трогать кости и оставлю их там, где они и лежали

И я надеюсь, что однажды археологи доберуться и до сюда, чтобы уделить время на проведени раскопок в пещере

Возможно серьезные исследования смогут раскрыть секрет того, как чачапойцы здесь оказались

Я вижу интригующие балки, торчащие из скалы и мы уже поняли, что они были искусными строителями, но никто так и не может убедительно объяснить, как они пользовались скалами это на опасной высоте и так часто

Даже с веревками и щлемом я узнал насколько это опасно

Эти затруднения вызывают вопрос о том, какую роль играли умершие в их культуре

Зачем уделять столько усилий их захоронению, а затем так часто их посещать?

Найти ответ не так уж и просто

Но подобного рода могилы могут дать ключ к разгадке

Поселения чачапойцев найти трудно

Часто для этого приходится забираться на горы, чтобы найти их

Но они также и сильно уязвимы

В 1996 году фермеры пасли скот в долине, когда увидели упавшее дерево

Позади дерева был небольшой проем

Из любопытства он зашли внутрь и нашли там 200 мумий чачапойцев

Место называется Лагуна-де-лос-Кондорес

В отличие от скал горы Ла-Петака

Тела из Лагуны-де-лос-Кондорес были тщательно мумифицированы

Это были мумии, датированные более поздним периодом, когда культура чачапойя совпадала по времени с культурой инков

Там были мумии взрослых, детей и животных

Это было чрезвычайно важное открытие

Но фермеры начали обследовать тела в поисках сокровищ

Об этом случае стало известно в течение нескольких дней туристам и расхитителям гробниц, пагубно повлиявшим на одно из самых удивительных археологических находок в Южной Америке

После 10 дней хаосапоявился первый археолог Соня Гиен

Чувствуя важность открытия и стремясь сохранить то, что осталось, Соня собрала артефакты и останки мумий вместе, чтобы сохранить их для музея в Леймебамба

Великолепно сохраненные мумии могут помочь нам гораздо лучше понять почему мертвые так много значили в жизни живых

И они могут рассказать нам гораздо больше о последних днях Чачапойя

Ух ты, посмотрите сюда

У этого человека был туберкулез

Он был молодым человеком и возможно он умер из-за осложнений с туберкулезом

Здесь в музее свыше 200 мумий, расположенных в камерах хранения

Изучая их, Соня и её команда подобрались ближе чем кто-либо к пониманию систем верований чачапойцев

Вы получаете возможность изучения отдельных людей, узнаете о последних событиях, предшествующих их окончательному захоронению

И от одного к другому человеку, мы узнаем о населении в целом

Большинство мумий ещё не были изучены учеными

Сегодня мы разворачиваем эту мумию впервые

С помощью рентгеновских лучей Соня узнала, что в свертке молодой человек, умерший от туберкулеза

Он был мумифицирован и помещен в пещеру около 500 лет назад и никто не видел его с тех пор. До сих пор

Вот так. Я поражаюсь, когда мы смотрим на любого из них, т.к. всегда узнаем что-то новое

Это самый первый человек, у которого мы видим на своем месте в ухе ушную вставку

А из какого материала она сделана?

Из дерева

Так они значит украшали мочки уха декоративными серьгами?

Это сейчас стало модно и в наши дни, не так ли?

Судебная археология систематизирована

И каждая находка, каждая деталь и даже большая серьга освещает жизнь чачапойцев немного больше

Посмотрите на руки вокруг лица, они намеренно привязаны там дважды, вокруг пальцев и запястьев

Зачем они обхватывают лицо?

Извиняюсь за простую версию, но это было просто лучшее место, куда можно положить руки, ведь они старались сделать всё компактно, чтобы можно было легко перемещать из одного места в другое и делать это пешком

Так что здесь, как и в скалах, мертвых чачапойцев не оставляли в покое

Археологи считают, что живые ухаживали за ними, заново пеленали их и, возможно, даже вытаскивали из гробниц для показа

Что нам это говорит об их отношении к умершим?

Усилия, вложенные в создание этих мумий, думаю говорят нам о том, что они пытались сохранить людей в памяти

Это объединяло живых и мертвых?

Да, определенно, потому что, что ещё в те дни можно сделать для сохранения памяти о них?

Лишь сохранить человека рядом с собой

И помните также, что права на территорию определялись правами предков

Поэтому важно показать другим, что ваши предки здесь рядом с вами, помогают вам обосновать право на землю

Усилия, затраченные на мумификацию, усиленные труднодоступностью скал для умерших,

Не просто было помнить тех, кого они любили

Это был ритуал, который помогал чачапойцам основаться на этой земле

Изучая эти мумии на протяжении всех лет, что главного вы подчерпнули?

Когда вы занимаетесь мумиями и всем контекстом, связанным с ними, вы не можете избежать нахлынувших эмоций

Мы хотим донести до общественности, что это не просто причудливое представление, шоу фриков, где будет страшно, но это ритуал, в котором участвовали взрослые, молодые и дети

И мы хотим показать, как их общество относилось к ним с уважением, с печалью, с нежностью, эмоциями, которые не представить

Но которые могут передаться вам

Мумии из Лагуны-де-лос-Кондорес дают нам удивительное представление об отношении чачапойцев к жизни и смерти

Показ умерших предков, кажется, говорил об идентичности

Но погребальная культура чачапойцев выявляет даже большее

Кроме мумификации они строили саркофаги для выставления на показ своих мертвых

Эти строения не менее значимые

То, как люди хоронят своих мертвецов, является одним из лучших способов определения иерархии

У чачапойцев примечательным элементом является то, что они, кажется были равноправны

Существует сотни саркофагов, как эти, с мужчинами, женщинами и детьми, похороненными внутри

Но что важно, нет элитных захоронений, нет царских гробниц

В отличие от многих других древних культур, здесь не существует свидетельств рабства или царственной особы, которой поклонялись

Вместо этого, независимые чачапойцы выставляют на показ равных друг другу людей

Я видел множество захоронений в разных местах по всему миру, но я действительно никогда не видел таких, как эти

Чачапойцы делали эти саркофаги антропоморфными

Камни выложены в круг и они скреплены глиной и соломой

Что мне в них нравится, так это то, что они все достаточно стандартизованы

У них лица с отличительным носом, они плоские

И хотя каждый из саркофагов имеет стандартную форму, он все же был сделан индивидуально

Здесь мы видим некоторые декорации

Есть декоративный узор, нарисованный пастой из оксида железа, что придает ему красный цвет

Мне нравится это, потому что декоративные узоры придают индивидуальность определенному члену семьи

Эти странные саркофаги выглядят на фоне пейзажа как призраки

Археологических работ было проведено незначительное количество, чтобы удостовериться кого же они запечатлели

И это неудивительно, учитывая насколько они труднодоступны

Некоторые из этих интригующих статуй, сделанные из глины и соломы, кажется защищены самой природой

Вот там находятся 9 чачапойских саркофагов

Я очень хочу подойти поближе, но у той, что справа, внутри гнездо пчел-убийц

За последние несколько лет в этой долине пчелы убили нескольких человек

Так что подойти мне туда не представляется возможным

Чтобы увидеть больше свидетельств удивительного отсутствия иерархии, вы должны преодолеть этот путь

Археологические памятники всегда окружены жалами и шипами

Вот почему всегда хорошо иметь при себе мачете

Это довольно весело

Шип вонзился в руку

Вот шипы

Довольно глубоко, на самом деле

Надо быть осторожным

Он прошел здесь и остался там

Я возьму плоскогубцы

Это довольно болезненно

Он достает его. Это больно

На счет три надо будет вытащить его, три, два, один

Красота

И вот наш маленький друг

Пришло время для мести

Как и должно быть в случае с затерянным царством, архитектура чачапойя часто скрыто под вековой растительностью

И мы можем только пробиваться через острые шипы

Но мой путь через холмы стоит того, чтобы встретиться с Питером Лерче

Питер антрополог, родом из Германии, прожил в этом регионе 32 года

Никто не знает прошлое и настоящее народ чачапойя лучше Питера

Он даже считает себя перуанцем и даже был мэром города

И он привел меня к одному из многих затерянных поселений чачапойцев

Так как называется это место?

Это Йалапе.

Йалапе?

Это город йахта, населенный центр чачапойцев

И что мы видим здесь? Что это?

Это церемониальный центра в Йалапе

Это шестиметровая стена прямо на вершине утеса

Она просматривается на многие километры вокруг, это настоящее заявление

Это идеологический аспект – я здесь

Они так показывают, что не прячутся

И что мы видим здесь, в частности в этих фризах?

Это зигзагообразный фриз, символизирующий змею

А как вы считаете, что это за символика наверху, что означает эта ромбовидная форма?

Ромбовидная форма – это ягуар.

Это не амазонская культура и не андская – это смесь обоих миров

На своем пике, более полумиллиона человек жило на территории Чачапойя и это больше, чем ныне проживающих здесь

Все свидетельствует о том, что у общества облачных людей была н е только своя символика и идеология, но и что оно эволюционировало по совершенно другому пути, чем любая европейская модель.

Мы не наблюдаем проявления власти в архитектурном стиле

Как правило, мы хотим заявить о своей власти людям, отобразив это в своих дворцах

А здесь везде схожие круглые строения

И это бросает вызов основным конструктивным археологическим интерпретациям, потому что когда люди думают об объединенной культуре полумиллиона человек, мы ассоциируем иерархию с элитой, но не видим этого у чачапойцев.

Нет никаких археологических или архитектурных свидетельств этого

Некоторые технологические достижения, виденные вами, в подобных этому местах, организация труда – приятно думать, что люди, должно быть, собирались вместе, как коллектив, а не подчиненные авторитетному лидеру

Когда было необходимо, когда они понимали, что необходимы подпорные стены, нужны сельскохозяйственные террасы, тогда они собирались вместе и начинали работать сообща

Должен признаться, что я начал испытывать симпатию к чачапойцам

Пока известно об их архитектурном мастерстве, равноправной культуре и настоящей преданности своим умершим

Множество археологических свидетельств по всему миру подчеркивают свирепые стороны человеческого поведения – сражения, оружие, жертвоприношения, но чачапойцы сделали вызов, предложив всему человеческому обществу развиваться их путем

Давайте не будем обманываться

Это не южноамериканский сад эдема

Это непростое место для жизни и чачапойцы часто враждовали друг с другом

Но у них нет жесткой иерархии

Они поделились идеями

На этих склонах гор появилось общество, которое было сложным и развитым

С собственной архитектурой и искусством, со своими верованиями и ценностями

В течение шестиста лет общество процветало на этой земле

И они обогатили свои знания благодаря развитию торговли

Цивилизация Чачапойя была продвинутой, она постоянно росла и развивалась, и стала доминировать на территории в тысячи километров вокруг

Они строили круглые дома, которые можно увидеть на многочисленных горных вершинах

Они возводили гробницы на утесах

И в самом центре территории культуры Чачапойя, они построили шедевр

Мнение, что чачапойцы были пассивными торговцами становится ошибочным, когда вы приходите к наиболее известному поселению Чачапойя в Андах, которое занимает территорию в 15 акров и расположено на высоте 3000 метров над уровнем моря - это Куэлап.

Это эпическое выражение власти и мастерства индейцев Чачапойя.

Его строительство заняло несколько столетий и вполне вероятно, что жившие здесь люди постоянно укрепляли строение.

Здесь сооружены толстые каменные платформы высотой около 20 метров, а некоторые каменные блоки весят свыше 3 тонн.

Трудно поверить, что такое массивное сооружение было построено руками.

Не нужно быть экспертом, чтобы оценить размах строительства, развернувшегося в Куэлапе.

Эти 20-метровые стены, трансформирующие вершину горы.

Вопрос - зачем?

Зачем индейцам чачапойя переносить сотни тысяч подобных камней на вершину горы, чтобы построить этот невероятный город?

Частично, ради безопасности.

В Куэлап ведут три входа, выстроенных вполне разумно и с возможностью их обороны

Входы изначально открыты, как бы приглашают, но любые враги, пытающиеся проникнуть через вход, вскоре сталкиваются со сходящимися стенами пока не остаётся проход лишь для одного воина.

Так что если чачапойцы хотели защититься от вторгшейся армии, архитекторы, разработавшие эти входы, сделали это легковозможным, чтобы убивать врагов одного за другим.

Как и многое в археологическии Чачапойя, исследований в Куэлапе было проведено возмутительно мало.

Документирование этой удивительной древней цитадели отнимет многие годы.

Размер городища потрясает - свыше 400 каменных зданий спрятаны в нём.

Я встретился с Альфредо Нарваэсом, археологом, изучающим город многие годы

Что нам известно о самом начале истории города?

Да, самые ранние слои, которые мы встречали, относятся к 6 веку н.э., к 500-м годам, но мы считаем, что заселение места началось намного раньше, может быть ок. 400 года н.э.

Альфредо считает, что городище было обитаемым свыше 1000 лет

Но были ли первыми людьми представители культуры Чачапойя или более ранней культуры, остаётся пока неясным.

Кэулап на 5 веков старше более известной цитадели Мачу-Пикчу.

И он привлекает к себе внимание как своей архитектурой, так и своим назначением.

На первый взгляд строение выглядит оборонительным.

Городище Куэлап потрясающее, вы считаете он был крепостью?

Многие считают его крепостью из-за его размеров, стен, контролируемым доступом к нему.

Но по результатам проводимых нами здесь  раскопок, начинаешь понимать, что очень трудно защищать сооружение с этих стен, потому что каждое здание построено на вершине стены, так что просто нет пространства для защиты города сверху. Это невозможно.

Есть секреты, спрятанные в стенах, которые предполагают, что город был намного более значимым, нежели просто крепостью.

Я считаю, что город был главным религиозным местом. Представители сообществ приходили сюда, чтобы строить монументы, приносили с собой подношения, пищу, большое количество питья. Они проводили здесь празднования.

А также они приносили сюда кости своих предков. Они должно быть приносили их в сумках из ткани, а после помещали их в различных местах. Город фактически представляет собой огромное кладбище.

Большие внешние стены полностью заполнены вторичными захоронениями.

Сегодня Куэлап одиноко взирает с вершины горы на прекрасные виды безлюдной округи, но свыше 1000 лет назад, по подсчетам археологов в цитаделе проживало 3000 человек.

Тогда Куэлап и индейцы чачапойя, проживавшие в нём, не были на задворках, а были центром древнего мира.

Таким образом перед нами история хорошо известной для большей части Южной Америки культуры.

Это одна из самых важных культур в регионе, в Амазонии, северо-восточных Анд. И они построили один из самых впечатляющих археологических и архитектурных комплексов во всей Америке.

Но мир чачапойя был под угрозой.

Далеко на юге возвышалось новое государство. Сегодня это самый впечатляющий туристов комплекс, но в 1440-х годах Мачу-Пикчу, расположенный недалеко от столицы Куско, был домом для царского дома инков, отправившихся на покорение северного Перу.

То, кем были римляне для Европы, тем же были и инки для Южной Америки

На пике расцвета их империя простиралась от Эквадора до Аргентины

Около 1470 года, инки достигли восточных склон Анд, земли облачных людей

Для завоевания они строили дороги, как эта

Они возводили форты на протяжении всей своей территории

От могущественной империи инков отправляется эмиссар к чачапойцам, предлагая тем сдаться мирно, либо готовиться к войне

Они ответили, что предпочтут смерть, защищая свою свободу

Прежде всего инков привлекали торговые маршруты чачапойцев

Доступ к Амазонии был всем

На завоевание чачапойцев отправили инкских пеших солдат

Но чачапойцы восстаили и их пришлось дважды завоевывать заново

Чачапойцы заплатили высокую цену за свое сопротивление

У империи инков была политика, которая называлась митмэй – покоренные народы расселяли, принудительно вывозя их за пределы собственной территории в отдаленные части империи

Чачапойцы были рассеяны и разбиты

Их выслали на территории нынешнего Эквадора и к берегам озера Титикака, где до сих пор есть город, называемый Чачапойяс

По некоторым оценкам половина населения были сосланы, а многие другие погибли

И лишь немногие чачапойцы остались на своей родине

Одно мы знаем о чачапойцах – это то, что они при помощи ритуалов следили за своими умершими

Но всего несколько лет назад, здесь в Куэлапе были найдены скелеты 200 павших

Не было никаких признаков церемониального захоронения, как это мы видели в других местах, и это указывает на их насильственную кончину

Скелеты принадлежали людям всех возрастов и обоих полов, и они были найдены рядом с повседневной утварью и инструментами

Считается, что здесь произошла скорее резня, чем битва

Похоже, что 200 скелетов были последними чачапойцами в Куэлапе

Инки правили оставшимися чачапойцами пока Новый Мир не изменился навсегда с прибытием грабителей-европейцев

Когда испанцы прибыли в эту часть Перу в 1535 году, они могли использовать недовольство чачапойцев против своих угнетателей инков

И убедить тех присоединиться к борьбе против них

Встреча с европейцами оказалась фатальной для культуры Чачапойя

Вместе с вторгшимися испанцами приехали и миссионеры, которые с евангелическим рвением принялись обращать коренное население в свою веру

Но хуже всего было появление оспы, кори и дифтерии, которые прокатились по территрии Чачапойя в последующие годы

Буквально в течение двух веков после испанского прибытия, 90% из оставшихся чачапойцев погибли

В царстве облачных людей остались лишь облака

Чачапойцы исчезли

Облачные леса, из которых они вышли, выросли вокруг их поселений, поглотив их и скрыв на долгие века

Даже сегодня можно с уверенностью сказать, что есть множество гробниц, городов и памятников чачапойцев, которые скрыты в этом большой и красивом регионе

Спускаясь с Анд и возвращаясь в Лиму, я понимаю масштаб вызова истинного понимания Чачапойя

Увиденные фрагменты – это только начало и могут пройти десятилетия, прежде чем мы сможем разгадать их подлинную историю

Но даже это частичное представление, которое мы имеем сегодня, имеет резонанс на этом большом континенте

Повторное открытие затерянных царств в Южной Америке имеет не только академическое значение

История – это предания, рассказываемые нам

И эти удивительные мумии, чульпы и крепость Кэулап начинают раскрывать свои секреты, становясь мощным источником гордости Перу

И они также напоминают, что культуры Южной Америки процветали очень давно, задолго до того, как европейцы появились на горизонте

Категория: Об индейцах | Просмотров: 729 | Добавил: mesoamerica | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
-----
Copyright MyCorp © 2017