...в
30-е годы XV века города-победители Теночтитлан, Тескоко и вынужденно присоединившийся
к ним тепанекский Тлакопан образовали политико-экономическое объединение,
получившее название Тройственного союза. Это было неравноправное объединение, в
котором военная добыча и дань делилась между Теночтитланом, Тескоко и
Тлакопаном в соотношении 2:2:1. При этом Тескоко являлся своего рода Афинами
древней Мексики, центром развития искусств, поэзии, философии и науки.
Теночтитлан можно сравнить с Римом благодаря наличию четкой социальной
структуры, развитого законодательства и судебного дела и постоянному стремлению
к военной экспансии. Тлакопан же оставался зависимым, подчиненным Теночтитлану
союзником. В Союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400
селений. Согласно списку дани, выделялось 38 провинций. Можно сказать, что это
была высшая форма социальной организации в Мезоамерике, дальнейшее естественное
развитие которой было остановлено появлением испанцев.
Ицкоатль
позаботился и о новой истории для астеков, предварительно приказав уничтожить
старые пиктографические рукописи, в которых астекам и их божествам отводилась
слишком скромная роль в истории долины Мехико.
Следующим
тлатоани стал Мотекусома I Старший. Он правил с 1440 по 1469 год и прославился
как реформатор и завоеватель... Мотекусома I заложил основы судебной системы,
отличной от родового и общинного права. При этом тлалоани продолжал сохранять
свой обожествленный статус. Вместе с тем, еще со времен Ицкоатля шел процесс
сосредоточения в руках верховного правителя военной, политической,
религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти. Государство
астеков все отчетливее приобретало характер восточной деспотии.
Новое
государство требовало и нового идеологического фундамента. Этим фундаментом
стал так называемая "военно-мистическая" идеологическая концепция, согласно
которой Солнце являлось верховным божеством астеков. Подданные верховного
божества должны были поддерживать его, а следовательно весь мир, кровью
принесенных в жертву пленников. Человеческие жертвоприношения при Мотекусоме
начали приобретать особый размах. Дело доходило до того, что по взаимной
договоренности с "врагами дома" (Тройственного союза) городами
Тлашкалой, Уэшотсинко и Чолулой постоянно велись "войны цветов",
целью которых была добыча пленников для проведения этого кровавого обряда.
Творческая мысль жрецов не стояла на месте: стали возникать новые виды
жертвоприношений, в том числе и "гладиаторские бои", в которых
знатный пленник при помощи мнимого оружия отбивался от четырех по-настоящему
вооруженных астекских воинов.
Выдающимся
персонажем астекской истории стал Ауитсотль - третий внук Мотекусомы I. Он
занимал трон тлатоани с 1486 по 1502 год и успел прославиться как выдающийся
полководец, при котором границы Тройственного союза достигли максимально
возможных пределов. Под его руководством астекские войска совершали походы в
Оахаку, сумев подчинить на некоторое время даже сапотеков и миштеков. Добрался
Ауитсотль и до своих северо-западных соседей, попытавшись разгромить
государство пурепеча-тарасков Мичоакан. Походы на юго-восточное побережье
Тихого океана принесли астекам области, богатые какао. Если Мотекусому I
сравнивают с Юлием Цезарем, то Ауитсотль, по мнению многих авторов, вполне
сопоставим с Александром Македонским.
Начало
конца.
После
Ауистоля к власти пришел сын Ашайакатля, первого внука Мотекусомы Старшего,
получивший имя Мотекусомы II Шокойотсин ("Молодой"). Он правил с 1502
по 1520 год, оставив о себе память как о законодателе, реформаторе и...
предателе своего народа...
Тлатоани продолжал почитаться как божество, в руках
которого сосредотачивалась высшая политическая, военная, законодательная и
судебная власть.
|