Но
майя занимались не только счетом дней и созданием концепции времени. Они также
были опытными астрономами. Когда города майя освобождались от джунглей,
археологи, изучавшие эти поселения, обратили внимание на то, что расположение
храмов и других зданий имело для майя очень большое значение. Как и другие
народы, народы Центральной Америки, майя придавали особый смысл движению
небесных тел. Нередко "коньки” крыш и порталов8, довольно важные
части храмов
майя,
были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход,
кульминацию и закат тех или иных звезд. Особенно интересовали майя созвездие
Плеяды, а также траектория таких планет, как Меркурий, Венера, Марс и Юпитер. И
уж конечно, они очень внимательно наблюдали за движением Солнца и Луны, а
потому умели предсказывать затмения.
Фёрстеман
первым заметил, что в Дрезденском кодексе содержались таблицы предсказаний
затмений. Сейчас для расчетов затмений мы используем алгебраические вычисления,
но, как известно из источников, майя действовали по-другому: они сочетали
астрономические наблюдения и справочные таблицы. Таблицы Дрезденского кодекса
должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях9,
но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем "тцолкин”. Говоря кратко,
они составляли свои таблицы из расчета на 11 958 дней, что почти точно
соответствует 46 годам "тцолкин” (11 960 дней)*. Это полностью соответствует
405 лунным месяцам (также 11 960 дням). Авторами таблиц были также составлены
дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до
одного дня в течение 4500 лет. Это — удивительное достижение.
При
всей важности затмений, не меньший интерес для майя представляла планета
Венера. Фёрстеман установил, что в Дрезденском кодексе около пяти страниц
посвящено расчетам, касающимся этой планеты. Похоже, что майя интересовали не
столько повседневные сведения о Венере, сколько средний цикл ее вращения за
длительные периоды времени. На Венере год составляет от 581 до 587 дней
(средняя величина — 584). Именно эта цифра и ее крат-
*
11 958 и 11 960.
ные
особенно интересовали жрецов — составителей таблиц. Но еще интереснее, что в
Дрезденском кодексе есть числа, имеющие особое значение для составителей
текстов. Э*о число 1 миллион 366 тысяч 560 дней. Оно имеет отношение к
начальной точке эпохи, о которой идет речь в кодексе — к "рождению Венеры”.
Особое значение этой цифры заключается в том, что она имеет отношение также ко
всем важным временным циклам.
Действительно,
1 366 560 =
260
х 5256 (число "тцолкинов”)
365
х 3744 (число "нечетных лет”)
584
х 2340 (число обычных циклов обращения
Венеры)
780
х 1752 (число обычных циклов обращения
Марса)
18
980 х 72 (число "ацтекских веков”).
Именно это число вызывало у
Мориса Коттерел-ла интерес к индейцам майя, так как оно очень близко к
совершенно другой цифре — 1 366 040 дней, которую он получил совсем другим
путем — изучая циклы пятнообразовательной активности Солнца. Могли ли быть
связаны эти два числа, различающиеся только двумя периодами в 260 дней? Это и
стало предметом его работы на несколько лет, и его открытия в этой области были
поистине сенсационными. Но прежде, чем заняться этим вопросом, нам надо понять,
каким образом пришел Коттерелл к своему "числу чисел” — 1 366 040.
|