В
1873 году Огюст де Плонжеон, сын французского флотоводца, прибыл в Мериду с
молодой женой-англичанкой. Оттуда, освоив местный диалект майя, он отправился в
Чичен-Ицу. В то время северный Юкатан был занят большими плантациями, и
латифундисты обращались с коренными жителями, почти как с рабами в их
собственной стране. Так как Плонжеон был человеком добрым и говорил на их
родном языке, местные майя были готовы, по крайней мере отчасти, посвятить его
в свои обычаи. Он, как в свое время Брассер де Бур-бург, был убежден, что
индейцы майя частично сохранили утраченное высшее знание, касающееся магии.
Осматривая руины в Чичен-Ицы, француз на стене одного из зданий нашел иероглиф,
содержащий слово "Чак-Мул”, и указание, где надо копать, чтобы найти
изображение указанного существа. Дойдя до глубины примерно в 24 фута, он нашел
интересную статую человека, который полулежал и держал на животе что-то похожее
на блюдо. Исследователь решил, что это и есть Чак-Мул. Статуя, найденная
Плонжеоном, теперь хранится в Антропологической музее в Мехико, причем
оказалось, что таких скульптур несколько. Все люди изображены в одинаковых, не
совсем удобных позах и так, как будто смотрят через правое плечо куда-то вдаль.
В Чичен-Ице есть один из "Чак-Мулов” в Храме воинов, между двумя колоннами, и
есть еще один, поменьше, у трона в виде ягуара, в пирами-
де
Кукулкана; еще две-три такие скульптуры есть в окрестностях Чичен-Ицы и одна —
в музее Мери-ды. Но хотя эти статуи легко узнаваемы и широко известны на
Юкатане, их подлинное назначение до сих пор точно не известно. Авторы
большинства путеводителей придерживаются версии, что эти скульптуры каким-то
образом связаны с тольтекским обычаем человеческих жертвоприношений, что они,
например, могли служить "столами”, на которые бросали сердца жертв. Однако
доказательств этого нет, и если бы это в самом деле было так, то откуда бы
тогда взялся этот поворот головы и взгляд в сторону? Едва ли они, как полагают
некоторые, могли служить сиденьями — сидеть на них совершенно не удобно. Тогда
зачем они понадобились?
Дон
Хосе совершенно не согласен с подобными объяснениями назначения "Чак-Мулов”, у
него есть своя версия. В своей книжке, представляющей собой путеводитель по
Чичен-Ице, дон Хосе сообщает:
"О так называемых "Чак-Мулах”. Это
название не имеет никакого отношения к делу, а настоящее название этих статуй,
возможно, никогда не будет установлено. Это — статуи жрецов, лежащих на спине,
согнув ноги в коленях.. Каждый из них держит квадрат с четырьмя "погремушками”
и изображением солнечного диска в центре, что символизирует небо с четырьмя
гремучими змеями по • углам”."
В
той же книжке дон Хосе описывает и "саркофаг Чак-Мула”, известный также как
"Плита Венеры”:
"Тут уже два неверных названия
неизвестного предмета. Здесь и был обнаружен знаменитый "Чак-Мул”. Плита
украшена символами гремучей змеи,
а также иероглифом месяца Поп — первого
месяца года у майя. Назначение этого предмета неизвестно”.12
В
другом месте автор утверждает, что ацтеке кий праздник "нового огня связан с
сакральным деревянным предметом на груди жертвы.13 Читая эти строки,
я подумал: а не могли ли эти Чак-Мулы из Чи-чен-Ицы быть "заменой” таких жертв?
Первое, что мне пришло в голову — это изображения божков "нового огня”, который
в нужное время зажигали на "блюде”, и эти божки держали его на животе. Вспомним
рассказ Саагуна о том, как ацтеки во время церемонии "нойого огня” приносили
нечто под названием "ку”, что обозначало одновременно и бога и храм. Не могли
ли такую роль играть статуи Чак-Мулов, божков огня, которые одновременно могли
служить и алтарем?
Но
каким образом зажигали этот огонь? Из вышеприведенного рассказа явствует, что
ацтеки делали это вскоре после полуночи, когда Плеяды проходили меридиан. Каким
образом это делалось, де Са-агун не рассказывает, но можно заключить, что в те
времена огонь либо высекали с помощью кремня, либо получали трением кусков
дерева друг о друга. Но на новогодних празднествах майя такой способ вовсе не
был обязательным. У нас нет сведений, что огонь зажигали именно в полночь.
Ланда сообщает, что идолов, принесенных по этому случаю, помещали на ковер из
листьев. Известно, что после зажжения Нового огня курильницы поддерживали в
течение пятидневной церемонии. Я подумал, что это могло быть как-то связано с
листьями и идолами. Может быть, "курильницы” зажигали рядом с "идолами”, а
ароматные листья служили "топливом”? Но, принимая во внимание символику этого
ритуала,
вполне возможно, что майя
получали свой Новый огонь не с помощью кремней или деревяшек, а прямо от
Солнца. Они могли вполне использовать какой-то вид лупы после восхода Солнца,
чтобы зажечь костер рядом с "Чак-Мулом” или "ку”
|