Сапотеки
пользовались иероглифическим письмом, появившимся в 600-400 годах до н.э. Их
тексты можно встретить на стелах, на стенах погребальных камер и на мелких
предметах. Совершенно очевидно, что это письмо имеет общие мезоамериканские
корни, но задача его дешифровки пока не решена. Известно, что после завершения
"ползучего" захвата власти в Оахаке миштеками и падения Монте-Альбана
это фонетическое письмо вышло из употребления. Его сменила любимая миштеками
пиктография. Рисуночные книги, или кодексы, писались на сложенной гармошкой
"индейской бумаге" из коры фикуса. На листы накладывался специальный
грунт, а затем наносились рисунки. Эти книги представляли собой подлинные
произведения искусства. Основными темами сюжетов были отношения между знатными
родами, их происхождение и отчасти исторические события. Пока не найдено ни
одной более ранней сапотекской книги, и возможность такой находки маловероятна
из-за того, что сохранность подобных материалов в условиях оахакского климата
весьма проблематична. Известно, что именно по этой причине у майя существовала
традиция регулярного переписывания - "обновления" - старых книг,
которые попросту сгнивали или же их поедали жуки. Однако книжная традиция
миштеков явно не возникла самостоятельно, а восходит скорее всего к текстовым
рукописям сапотеков. […]
Миштеки
же сумели создать даже особенный художественный стиль, получивший название
"миштека-пуэбла". Именно этот стиль стал "интернациональным"
в постклассические времена, то есть после Х века н.э. У миштеков его позаимствовали
астеки, официально признав его в качестве "имперского", и он стал
своеобразной визитной карточкой "мексиканского" искусства.
Жители
Оахаки в хозяйстве металлическими изделиями не пользовались. Но это не значит,
что они "не знали металла". Еще сапотеки умели обращаться с медью и
изготовлять изделия из ее сплавов. В основном это были украшения и ритуальные
предметы. Медные топорики Т-образной формы обычно прятались в специальных
тайничках завернутыми по несколько штук в узел или сумку. Их назначение остается
еще одной загадкой сапотеков.
Миштекские ювелиры предпочитали тонкую работу по
золоту. Именно они покрывали своих уложенных в сапотекские склепы покойников
золотыми пекторалями - это были особые маски, рельефно воспроизводившие не
только лицо умершего, но и его головной убор, а также верхнюю часть груди с
элементами одежды, орнаментом и украшениями
|