Космологические
представления астеков заключались в делении мира по вертикали на три уровня, в
каждом из которых выделялись четыре части (по странам света) и центр. Легенды о
сотворении мира повествовали о космических циклах-"Солнцах", каждое
из которых было разрушено в результате мирового катаклизма. Современный им
космический цикл астеки называли Солнцем Движения.
Основным
божеством астеков, поддерживавшим мир в равновесном состоянии, был Уицилопочтли
- божество, появление которого в поздних мифах связано с Солнцем. Но на самом
деле все обстояло гораздо сложнее и запутаннее. Поскольку именно Уицилопочтли
стал главным претендентом на роль единого бога. Попробуем разобраться в его
ипостасях.
Надо
сказать, что уже в мифологической версии о странствиях астеков сообщалось о
том, как племя "несло с собой" Уицилопочтли. При этом так звали и
правителя, "всегда возглавлявшего" племя, и жреца, и само божество.
Во всяком случае, совершенно очевидно, что Уицилопочтли был и историческим, и
мифологическим персонажем - наподобие Кецалькоатля... согласно текстам, Уицилопочтли
якобы предсказал приход астеков в места обетованные: "Я буду вашим
проводником, я укажу вам путь..."
Одну
из легенд о рождении божества Уицилопочтли со слов индейцев записал испанский
хронист Бернардино де Саагун. Согласно этой версии, в одном из храмов на
пирамиде Коатепек, что располагался по дороге в Тулу, жила некая женщина по
имени Коатликуэ, что означает "Носящая юбку из змей". Как-то
занималась она уборкой и увидела, как с неба упало роскошное перо. Упавшего
пера женщина не нашла, зато непорочно забеременела, хотя и была уже несколько
лет вдовой. Старшая дочь женщины, звавшаяся Койольшауки (что означает Луна),
узнала, естественно, о беременности матери и сочла это оскорблением. Обо всем
она рассказала южным братьям Сенцон Уицнауаки (Бесчиленным звездам) и убедила
их убить мать. Коатликуэ огорчилась и отправилась в храм в ожидании сыновей и
собственной смерти. Однако один из них, Куаутликак, втайне от остальных пришел
к матери и рассказал ей о планах убить ее и Уицилопочтли, которым она была
беременна. Причем действовал он по совету этого самого Уицилопочтли,
рекомендовавшего ему сообщать обо всех происках матери. К моменту, когда
братья-заговорщики добрались до храма на вершине пирамиды, Уицилопочтли успел
родиться и даже надеть одеяние нагуаля. Дальше события развивались в лучших
традициях триллера. Неизвестно откуда взявшийся помощник поджег, словно факел,
змею по имени Шиукоатль (Млечный Путь), и этой пылающей змеей, словно мечом,
Уицилопочтли отрубил голову злобной сестрице Койольшауки, заварившей всю эту
кашу. Голова ее покатилась по ступеням пирамиды, а тело, естественно, осталось
обезглавленным. Братья в ужасе бросились бежать, но Уицилопочтли догнал и
перебил всех. После чего надел на себя знаки военной доблести и превратился в
Солнце, а заодно и в бога войны.
...у
астеков, как и в Старом Свете, среди множества специализированных богов уже
явно выделялся непорочно зачатый главный, которому полагалось стать основой
мира. Однако пантеон продолжал оставаться густонаселенным. Ометеотль воплощал
двойственность, при этом женское начало воплощала Ометекутли, а мужское -
Омесиуатль. Направлениями земной части мироздания заведовали божества,
определяемые своим цветом: на севере - черный владыка Тескатлипока,
олицетворявший ночное небо; на западе - белый Кецалькоатль, ведавший ветром; на
юге - голубой Уицилопочтли; на востоке - красный владыка Шипетотек. Шиутекутли
или Уэуэтеотль считался богом огня и располагался в центре мира. Коатликуэ
почиталась как богиня земли и плодородия, а Тласольтеотль - как богиня плоти.
В основе религиозной практики лежало жертвоприношение.
Оно являлось способом доставить божеству его пищу, умилостивить или
отблагодарить его за помощь. Более древний культурный пласт. Связанный с
жертвоприношением, - это представления об отправлении посланника к божеству от
имени всего сообщества. Душа при умерщвлении высвобождалась и отправлялась к
богам. Практиковалось и ритуальное поедание останков божественного посланника -
наподобие причастия телом и кровью господней в относительно более цивилизованной
христианской традиции.
|