Всем
известны истории о внезапной смерти археологов после вскрытия некоторых
захоронений. Странная гибель Дениса Пьюлстоуна в 1976 году буквально потрясла
археологов-майянистов: при почти ясном небе, без грозы и дождя, его убило
молнией прямо на пирамиде в Чичен-Ице. (Хотя справедливости ради стоит заметить,
что не только археологи становятся жертвами малоизученных феноменов. За два дня
до нашего приезда в этом древнем городе майя и тольтеков от электрического
разряда погибли дети, торговавшие сувенирами на площади перед пирамидой.)
Индейцы
майя подарили Новому Свету такое изобретение, как лекарственная клизма. Она
использовалась и как очистительное средство, и как наиболее эффективный способ
введения лекарств и психоделиков, с помощью которых специальные колдуны
посещали иные пространства. Об этом удалось узнать из текстов на сосудах майя.
Считалось,
что только колдуны, или "видящие", в действительности контролируют
мир снов (видений). Они используют его для того, чтобы общаться с божественными
сущностями в священных местах с целью приобретения знания и достижения
интеллектуальной зрелости, а также для получения сверхъестественных
способностей. К таким способностям относилось, например, перемещение в тело
животного или даже внедрение в комету, болид или молнию. Через подобный способ
высвобождения души, каким является сновидение, многие шаманы раскрывали (и
продолжают это делать) свои способности и осуществляли свою деятельность в
качестве предсказателей, целителей, колдунов.
Методика
"сновидений" была детально разработана в древности и продолжает
существовать у современных майя. Универсальность практик в различных группах
индейцев позволяет сделать вывод об их единых древних истоках. Кратко
перескажем существо этих практик. "Сновидения" достигались или в
обыкновенном сне, или в галлюцинациях. Они разделялись на три типа: личностные,
касающиеся только событий сна; обстоятельственные, касающиеся интерпретации сна
в пределах жизненных обстоятельств сновидящего; и, самые важные,
межобстоятельственные, которые сочетают разноуровневые элементы модели мира. В
подобных "сновидениях" переплетаются мифы и обряды, осуществляется
связь с потусторонними силами и божественными прапредками, там можно встретить
призраков умерших и души ныне здравствующих. Так, кандидат в шаманы у индейцев
цоциль видит, как правило, большое пространство, наподобие зала, где сидят
божественные предки и другие шаманы и куда попадает инициируемый для получения
знания.
О том,
как шла подготовка "видящих" в древности, удалось узнать из текстов и
изображений на полихромном сосуде, изготовленном, по всей видимости, в Наранхо
(Гватемала) около 800 г до н.э. Сюжетная композиция содержит несколько
информативных рядов. Первый связан с расчетами лунного полугода. Второй - с
расчетами появления метеорных потоков и комет. Третий - с зодиакальными и
некоторыми примыкающими созвездиями, а также с позицией Млечного Пути в
проекции на географическое пространство. Четвертый - с использованием в
обрядовых целях психоделического препарата из корня водяной лилии.
"Сновидение"
достигается посредством введения психоделиков. Курс инициации и обучения у
современных колдунов майя длится примерно 180 дней, то есть охватывает именно
лунный полугод. Курс включает такие дисциплины, как календарь, целительство,
символизм, астрологию, предсказания и т.д. В завершение этого периода новому
шаману вручается "священный узел" и инструкции, как его беречь и как
им пользоваться.
Инициационных
обрядов существует девять, что соответствует лунно-потусторонней символике.
Смыслом обрядов является смерть в обычной жизни и возрождение в новой ипостаси,
для чего следует обойти священные места. Именно при девятой, заключительной,
церемонии посвящаемый потребляет психоделик вместе со своей женой, которая
также должна обладать определенными способностями и помогать своему
мужу-шаману. В конце обряда жгутся огни и устраивается всеобщий праздник.
На
Юкатане процесс обучения шамана выглядит проще, нежели в горных районах. Однако
и тут отмечаются любопытные детали. Так, регулярные, проходящие каждые два года
"очищения" продолжаются в течение девяти дней полной изоляции от
мира. Это девятидневное заключение связывается с инициационной смертью, с
пребыванием в утробе змея, проглотившего человека, поскольку девять - число,
связанное со смертью и с хтоническим божеством преисподней. Но одновременно это
число означает и возрождение, поскольку указывает на девять месяцев вынашивания
ребенка. Так киче человека называют "существом девяти лун, девяти
звезд", после которых наступает рождение.
Все
это практикуется современными индейцами. А о древних мы знаем только то, что
находим в текстах и росписях.
В те
далекие времена, если верить изображению на сосуде, на последнем этапе
инициации, проводившемся в полнолуние, жрецу вводили психоделик при помощи
клизмы внушительных размеров. Подобные же клизмы с психоделиками использовались
и при проведении прорицаний. Любопытно, что древние художники отображали и
физиологические подробности происходившего: так, например, у шамана в сцене
прорицания, как и у находящегося под воздействием психоделика жреца, волосы
изображены стоящими дыбом.
Известно,
что сорт лилии, растущей в районе горных майя (nymphacea ampla) содержит
апорфин - вещество, сходное по своей структуре с апоморфином и напоминающее
морфин. Именно эта лилия, называющаяся на языке майя нааб-те, упоминается в
древнем тексте. Апоморфин вызывает сначала сильную рвоту, но как только это
действие прекращается, наступает продолжительный период галлюцинаций. Кроме
того, считается, что это вещество оказывает положительное терапевтическое
воздействие на сознание больных пациентов. Мэрлин Добкинс, специально изучавшая
эту проблему, считает, что важным компонентом для достижения необходимого
состояния является нуфаридин - один из алкалоидов, содержащихся в лилии.
Древним индейцам были известны и другие вещества,
оказывающие галлюциногенный эффект, - это и грибы, и даже вещество, выделяемое
шкуркой одного из видов местных жаб. Особое значение имел гриб, называвшийся у
астеков теонанакатль, что означает "плоть бога". Его употребляли в
сыром виде при проведении обрядов. В качестве дурманящего средства
использовались отвары полыни и шалфея. Обычно собирали дикорастущие виды, но
иногда эти растения выращивали на огородах.
|