...нельзя
не поговорить о знаменитой "игре в мяч". Наиболее детальные
подробности этой древней индейской игры содержатся в знаменитом эпосе народа
майя-киче "Пополь-Вух".
Как
известно, хроника "Пополь-Вух" представляет собой комбинированную
версию разновременных мифов, отражающих достаточно позднюю и претерпевшую много
изменений религиозно-историческую модель мира гватемальских индейцев киче.
Помимо исторических событий, последовательность которых в изложении носит
весьма условный характер, этот памятник содержит важные сведения о системе
родства и характере родоплеменных связей между киче и их предками. Тема родства
является одной из ключевых в повествовании, поскольку книга, собственно, и была
записана с целью доказательства индейцам своих исторических и наследственных
родовых прав на занимаемые ими земли, с которых в колониальный период самих
киче начали активно вытеснять.
Сюжет
игры в мяч является как бы ключевым в борьбе героев-близнецов против владык
преисподней и восходит, по всей видимости, к чрезвычайно древним племенным
соревнованиям-соперничествам, когда один род (фратрия) выяснял отношения с
другим, определяя право на главенство. Отголоски подобных реликтов социальных
отношений в той или иной форме сохраняются практически у всех народов -
достаточно вспомнить кулачные драки "деревня на деревню" у русских.
Близнецы
отправляются в Шибальбу - преисподнюю, спускаясь из реального мира вниз по
лестнице в ущелье. После всяческих козней владыки преисподней предлагают героям
сыграть в мяч. Те соглашаются, но начинаются препирательства по поводу того,
чьим мячом следует играть. Забив в кольца по голу каждый своим мячом, команды
игру прекратили. Владыки Шибальбы устроили еще целую серию испытаний для близнецов,
и в результате одному из них Летучей Мышью была отрезана голова, которая тут же
была выставлена над полем для игры в мяч. Второй близнец при помощи
животных-союзников подменил ее на черепаху, возродив тем самым брата. Таким
образом, тоже с помощью жульничества, близнецы победили владык Шибальбы.
Наиболее
ранним свидетельством существования игры в мяч в Мезоамерике являются
керамические фигурки из погребений Опеньо XV века до н.э. Примечательно, что
композиция воспроизводит группу из пяти мужских и трех женских персонажей.
Мужчины являются игроками, на них нет одежды - только соответствующие уборы и
протекторы, в руках - нечто вроде лапты. Длинные поджарые тела раскрашены в
красный цвет. Изящные женщины возлежат неподалеку, как бы наблюдая за игрой.
Богатую
пищу для размышлений предоставляет анализ археологических памятников -
стадионов для игры в мяч, встречающихся по всей территории Мезоамерики.
Стадионы органично вписываются в городскую структуру, занимая в ней отнюдь не
случайное место.
Даже
на периферии мезоамериканской цивилизации (например, на западе Мексики, в штате
Найярит, - Теучитлан, Саусильо, Кальдера-де-Лобос) в классический период
создавались ритуальные центры, которые воспроизводили архаическую схему
представлений о мире. Это круговые сооружения на платформе с пирамидой в
центре. По границам основного круга располагались небольшие, также округлые,
платформы. Их могло быть восемь или четыре, что указывает на
фратриально-родовую структуру общества. Но самое любопытное, что на север от
центра уходит дорога, завершающаяся площадкой для игры в мяч и выглядящая как
продолжение пути в холодную страну предков.
Естественно,
что совершенно особое место стадион для игры в мяч занимал в крупных городах.
Сцены из матчей майя изображали в росписях на керамических сосудах. Любопытно,
что в этих случаях одним из главных "опознавательных" элементов
пейзажа выступают ступени, которые обычно интерпретируются как элементы пирамид
или платформ. Если же рассмотреть устройство обычной площадки для игры в мяч,
то в первую очередь обращает на себя внимание помещение между ее скошенными
боковыми стенами или же в некотором понижении рельефа относительно окружающих
построек, так что поле оказывается как бы в окружении ступеней. Эти
архитектурные элементы являлись ничем иным, как неким монументальным
"знаком" с семантической нагрузкой "пещера, прародина,
ущелье", которых, как известно, в древней прародине было семь.
Поэтому
отнюдь не случайно, что в Тахине (штат Веркарус) было найдено семь полей для
игры в мяч, что должно соответствовать "семи оставленным ущельям",
где проживали прапредки. На боковых стенах главного поля сохранились
великолепные изображения, иллюстрирующие сцены отправления посланника путем
отрезания головы - этот способ жертвоприношения считался, как уже упоминалось,
одним из наиболее архаических. Да и сам каучуковый мяч, весом около 4 кг и
размером с человеческую голову, символизировал голову.
В
крупных городах часто встречается несколько стадионов. Размеры их могут быть
разными - от маленьких до очень больших. Но каждый раз эта часть акропольного
ансамбля является архитектурным воплощением "нижнего2 мира, или "мира
мертвых", по отношению к пространству живых. Если площадь с пирамидами
находится на приподнятой платформе и устремлена вверх, то антимир стадиона
уходит на нижние уровни рельефа, как бы проваливаясь вниз.
...стадионы
демонстрируют свое противостояние миру живых двояко: с одной стороны, их
уровень намеренно занижен относительно вертикальной схемы города, а с другой -
он всегда ориентирован на север или на запад относительно зоны жизненной
активности, маркируя вход в пространство мертвых.
Всего
в Чичен-Ице было сооружено 13 стадионов. Сама эта цифра (если, конечно, это не
случайность) является ключевой в воспроизводстве модели мира майя, выраженной в
устройстве зодиакального круга. При этом 12 стадионов имеют достаточно
стандартные характеристики, в отличие от называемого "Большого
стадиона", отличающегося своей необычной архитектурой и размерами:
прямоугольная площадка, имеющая 146 м в длину, 36 м в ширину, кольца укреплены
на высоте 8 м от поверхности.
Большой
стадион Чичен-Ицы расположен в северном акрополе, связанном с сенотом дорогой.
Как и весь комплекс, стадион ориентирован по оси юг-север, с небольшим
отклонением на восток - то есть прямо на "Священный колодец",
благодаря которому Чичен-Ица и считался одним из важнейших культовых центров
Юкатана начиная с классической и заканчивая колониальной эпохой. В соответствии
с датой, появляющейся на обнаруженном на стадионе алтаре, он был сооружен не
позднее 864 года н.э.
Большой
стадион Чичен-Ицы с западной и восточной сторон ограничен вертикальными стенами
с кольцами посередине, а с юга и севера - специальными постройками. Он окружен
четырьмя храмами: Северным и Южным, а также Нижним и Верхним Храмами Ягуаров.
Рельефы на стенах стадиона, внутри Нижнего Храма Ягуаров и Северного Храма, а
также на алтаре изображают сцены игры в мяч. Примечательно, что среди росписей,
помимо основной темы - жертвоприношения, отчетливо прослеживается
"реинкарнационная" тематика: знаки "небесный, блистающий",
элементы крови, заменяющиеся семью змеями.
Несколько
иной тип стадиона мы видим в Монте-Альбане. Здесь уже на третьем этапе
существования города широкое распространение приобретают площадки для
ритуальной игры в мяч тлачтли, ориентированные с юга на север.
Поле
для игры в мяч в Оахаке напоминает заглавную латинскую букву I. В Дайнсу поле
для игры в мяч было ориентировано с востока на запад. Скошенные боковые стены
площадки выполнялись иногда в виде ступеней, что прекрасно иллюстрировало идею
спуска в преисподнюю по "холодной лестнице". Но самое впечатляющее -
это десятки рельефов, размещенных на выходе скальных пород высоко над
городищем. Рельефы изображают головы игроков в мяч в сопровождении знаков имен,
что наводит на мысль об увековечении памяти ритуально обезглавленных героев.
Оахакский
вариант игры, в отличие от остальной Мезоамерики, изначально не предполагал
колец на боковых стенах для забивания мяча. И потому в период постройки
стадиона в Монте-Альбане еще не использовались кольца, которые появились только
вместе с тольтеками. На северо-восточном и юго-западном углах поля были
обнаружены небольшие ниши неизвестного назначения. В центре сохранились остатки
круглого каменного диска, через который проходит воображаемая линия,
соединяющая эти ниши. По сторонам поля поднимаются ступенчатые платформы с
наклонными стенами-лестницами. Наверху располагались четыре храма, от которых
сохранились основания и части стен. Последняя перестройка стадиона относится к
VI-VIII векам. Тогда же на помосте с восточной стороны были установлены две
скульптуры, на одной из которых сохранился фрагмент даты.
Как ни
странно, несмотря на обилие археологического материала, точных сведений ни о
назначении, ни о правилах мезоамериканской игры в мяч до сих пор не существует.
Как известно, игра в мяч носила ритуальный характер. Считается, что по правилам
майя классического периода побежденный (или победитель?) приносился в жертву -
то есть отправлялся с посланием к богам. Археологи предполагают, что в Оахаке
на поле для игры в мяч инсценировалось представление перехода Солнца из одного
полушария в другое. С другой стороны, сохранилось предание, согласно которому
правивший в столице астеков Теночтитлане Моктесума II якобы проиграл правителю
Тескоко, и это стало знамением того, что вновь созданный союз не будет
долговечным. Так оно и оказалось.
Известно,
что в некоторых случаях мяч нужно было загнать в кольца, расположенные на
боковых панелях стадиона. Хотя возможность попадания четырехкилограммовым мячом
в кольцо, расположенное на восьмиметровой высоте, кажется сомнительной.
Впрочем, в других случаях, как, например в ранние времена Монте-Альбана, таких
колец и вовсе не существовало. Правда, точно известно, что касаться мяча можно
было лишь бедрами и плечами. Игроки имели специальное защитное снаряжение -
протекторы для груди, коленей и локтей, шлемы. В Дайнсу к шлему крепилась еще и
защитная сетка.
До настоящего времени эта древняя игра, именуемая
"миштекской игрой в мяч", сохранилась лишь в одном месте - в
мексиканском штате Оахака. Игроки гоняют плотный каучуковый мяч диаметром 12 см
по длинной и узкой площадке.
|