На
протяжении тысячелетий шло постепенное окультуривание растений, и в первую
очередь маиса.
Первые
свидетельства о появлении в Мексике признаков одомашнивания (доместикации)
маиса относятся к V тысячелетию до н.э. В IV тысячелетии в долине Теуакана,
расположенной неподалеку от Табаско, к северо-западу, распространяется ранее
маисовое земледелие. Точкой отсчета для перехода местных охотников и
собирателей от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлости и земледелию
становится жизнь в долине Теуакана в середине III тысячелетия до н.э. Однако
это были всего лишь общинные поселения, не имевшие очень сложной социальной
организации. О таком важном шаге, как появление государства, можно говорить
лишь в связи с возникновением цивилизации ольмеков во II тысячелетии до н.э. (а
по мнению некоторых - в III). Эта цивилизация просуществовала до начала нашей
эры и, как это случается в истории, непонятным образом исчезла.
Жизнь
местного населения до появления ольмеков, в изложении одного из крупнейших
исследователей архаических культур Мезоамерики Ричарда Дайла, выглядела
следующим образом:
«Это
были маленькие поселения с племенной организацией, жившие за счёт сельского
хозяйства. Такой образ жизни сложился в результате нескольких тысячелетий
культурного развития, в течение которых бродячие охотники и собиратели
одомашнили растения и создали свои поселения.
Маис
был основой питания, женщины занимались его перемалыванием, приготовлением
лепёшек и др. блюд. Пищевой рацион составляли фасоль, тыквы, перец-чили и овощи
с огорода, а также мясо оленя, зайца, птиц и собак. Были свои правители и
чиновники, сборщики налогов. Семьи могли потреблять большую часть
производимого.
Технология
производства и материальная культура были достаточно просты, но великолепно
приспособлены для хозяйственных нужд. Из глины делались сосуды и фигурки с
изображениями людей и животных. Из камня изготовлялись зернотёрки, инструменты
для рубки и шлифовки. Сохранилось очень мало предметов из дерева, волокон и
тканей.
Очень
мало известно о религии. Однако захоронения людей сопровождаются сосудами и
фигурками из глины, которые создают впечатление богатой духовной жизни.
Фигурки
людей в одеяниях игроков в мяч напоминают столь обычный в более поздние времена
ритуал. К сожалению, нам не известны ни ритуалы, связанные с жизненными
циклами, ни космология, ни большая часть верований, формировавших основы
религии.
Не
было ещё городов, социальных классов, гражданских и религиозных чиновников,
правителей, профессиональных торговцев, искусных ремесленников. Примитивная
архитектура не имела каменных зданий, искусственных насыпей, обработанных
монументальных памятников, систем алфавитного письма».
Однако отсутствие памятников отнюдь не свидетельствует
о застое в развитии. Не следует забывать, что уже в середине II
тысячелетия до н.э. в Куикуилько (неподалёку от нынешней столицы Мексики городо
Мехико) возводится ракушковидная пирамида для астрономических наблюдений, что
свидетельствует не просто о взлёте научной мысли, но о существовании прообраза
единой идеологической модели, которая спустя две тысячи лет распространится по
всей Мезоамерике в многочисленных памятниках материальной культуры.
|