К счастью, мой личный интерес к Майянскому Фактору расцвел благодаря
изучению истории искусств, что в конце концов привело меня к удивительным
размышлениям и недоступным разуму прозрениям о природе Галактики. Действительно,
тот факт, что нам известно о самом существовании Майя, является заслугой
впечатлений от оставленных ими произведений искусства, представленных на
художественных выставках и в трудах по археологии. Хотя совсем недавно
Национальное Географическое Общество привлекло к Майя внимание общественности,
опубликовав крупные и красочные фотографии загадочных руин и каменных скульптур,
затерянных в центрально-американских джунглях, неожиданным может показаться то,
что современным исследованиям Майя не исполнилось еще и 140 лет.
Когда группа археологов-искусствоведов во главе с Джоном Стивенсом и Фредериком
Катервудом опубликовала многочисленные прекрасно иллюстрированные отчеты о своих
путешествиях по Юкатану и Центральной Америке, они стали настоящей сенсацией.
Исследования группы оценивались как открытие "затерянной" цивилизации и
сопровождались всевозможными романтическими и фантастическими домыслами.
Известные ученые и писатели XIX века, такие, как Шарль Брассер де Бобур, лорд
Кингсборо и Огюст Ле Плонжон, хотя и пролили определенный свет на
археологические аспекты находок, не замедлили связать майянцев с Египтом и
Атлантидой. Другие ученые, например Джеймс Черчворд и Льюис Спенс, окружили
руины и иероглифические надписи Майя аурой атланто-лемурийской расы.
В то же время, к концу XIX века,
более серьезные специалисты, археологи и мыслители Альфред П. Модели, Эрнст
Биллем Фёрстеманн и Херберт Дж. Спинден занялись математической и
астрономической системой Майя, определенно представляющей самый захватывающий
интерес для ученых. К 1927 году было завершено исследование соответствия
майянской и христианской хронологии - эта работа получила несколько громоздкое
название "Корреляция Гудмэна-Мартинеса Эрнандеса-Томпсона". Согласно их
подсчетам, начало "Великого Цикла" Майя определялось различными датами в
промежутке от 6 до 13 августа 3113 года до н. э. по христианскому календарю. В
хронологии Майя эта дата записывалась как 13.0.0.0.0. Та же дата, 13.0.0.0.0,
приходится на 21 декабря 2012 года нашей эры.
Это означает, что первую и вторую даты "13.0.0.0.0" разделяет тринадцать равных
периодов времени, каждый из которых охватывает чуть менее 400 лет. Этот крупный
394-летний период Майя называли бактун [baktun]. Число 13 в дате
13.0.0.0.0 означает завершение Великого Цикла, состоящего из 13
бактунов, и первый бактун цикла имеет порядковый номер 0, второй -
1 и так далее. Дату 2993 год до н. э. можно записать в виде 0.1.0.0.0. Культура,
которую называют Классической цивилизацией Майя, развивалась в десятом периоде -
в девятом бактуне - между 435 и 830 годом н. э., поэтому большинство
расшифрованных дат, связанных с этой эпохой, выглядят в нашей системе записи,
например, так: 9.13.10.0.0 (702 год н. э.). Подробнее об этой календарной
системе мы поговорим несколько позже.
В 1935 году Силванус Гризуолд Морли, вероятно, наиболее чувствительный из
ученых-археологов, занимавшихся Майя, в своей на удивление суховатой работе
"Путеводитель по руинам Киригуа" [Quingua] сформулировал самый
светлый из традиционных взглядов на культуру Майя:
Если к материальным достижениям древних Майя в архитектуре, скульптуре,
керамике, обработке камней, изделиях из перьев, качестве и работе с красками
добавить их абстрактно-интеллектуальные свершения - изобретение позиционной
системы счисления с сопутствующим открытием нуля, создание совершенной
хронологической системы с четкой фиксированной начальной датой, использование
календаря не менее точного, чем григорианский, и познания в астрономии, еще
более обширные, чем у египтян и вавилонян, - и оценить все это с позиции
известных нам ограничений их культуры, которая пребывала на уровне эпохи раннего
неолита Старого Света, то, несмотря на столь странные противоречия, наука вполне
может считать эту цивилизацию самым ярким первобытным народом на нашей
планете.
Несмотря на лестность этой оценки, она предполагает, что, несмотря на все ее
великолепие, культура Майя была все же неолитической и первобытной. Что же
означают эти термины? "Неолит" - поздний каменный век - и "первобытность" -
первичное бытие, существование до начала развития цивилизации - представляют
собой мерило прогресса. Использование этих понятий обрекает разум на мнение о
том, что, каким бы гениальным ни считался этот народ, его достижения безнадежно
устарели, являются всего лишь странной аномалией и, следовательно, не имеют
никакой практической ценности для прогрессивного настоящего.
И все-таки неизбежно возникает вопрос: если Майя действительно были первобытным
неолитическим народом, по-видимому не знавшим не только металлургии, но даже
колеса, то зачем же им понадобилась настолько изящная и точная математическая
система? Откуда возник этот интеллектуальный уклон? Расцвет культуры
классических Майя в 435-830 годах нашей эры произошел, практически, не так уж
давно - в Европе в это время как раз наступила "темная эпоха". По общепринятым
представлениям, к позднему каменному веку мировой цивилизации относится период
Х-IV тысячелетий до нашей эры. Майя никак не вписываются в общую картину, и,
скорее всего, это означает несостоятельность попыток оценивать их по
традиционным меркам.
Поскольку Морли высказал свою археологическую оценку, основываясь на
квинтэссенции данных, накопленных к 1935 году, он не имел возможности учесть
более поздние примечательные находки, например фрески Бонампака
[Bonampak], обнаруженные в 1946 году, и гробницу в пирамиде Паленке,
раскопки которой проводились в 1952 году. В целом, эти открытия вызвали
постепенное расширение области майянской археологии, включая возникновение
нового течения - археоастрономии. Кроме того, появление компьютеров внесло
серьезный вклад в процесс расшифровки иероглифов - впрочем, подавляющую часть
этой работы составила лишь идентификация имен тех, кого принято считать главами
"династий", например Пакаль Вотана из Паленке.
И все же, несмотря на весь этот "прогресс" археологии, подлинная история Майя
остается почти неизвестной. Иероглифы, с поразительной тщательностью и
мастерством вырезанные в камнях Киригуа и Копана, дразнят умы исследователей
своей загадочностью и непостижимой упорядоченностью. Неужели нам никогда не
удастся проникнуть в их смысл? Размышления приводят к еще нескольким загадочным
фактам, связанным с классическими Майя. Хотя на барельефах, относящихся к
позднему периоду классических Майя, встречаются образы людей, похожих на
военнопленных, ни на одном из известных изображений нет батальных сцен. Кроме
того, к тому времени, как Майя начали возводить свои каменные астрономические и
ритуальные центры - в восьмом бактуне (200-400 г.г. н. э.), - системы их
иероглифов и математических символов были уже полностью оформившимися и до
малейшей детали совершенными. Фактически, не существует никаких признаков стадии
их разработки и неизбежных в подобном процессе проб и ошибок - всюду
используется полная система условных обозначений, математических знаков и
астрономических вычислений, сопровождаемая высокоразвитым иероглифическим
письмом.
Добавим к этому внезапную остановку всех строительных работ и практически полное
прекращение датировок времени к 830 году н.э. - и перед вами полная картина
загадок Майя. А теперь я попробую кратко описать все известные данные о
майянцах.
Первые следы присутствия в Центральной Америке оставлены народом Майя около двух
тысячелетий назад. В общем районе, который археологи называют Мезоамерикой - в
Мексике и Центральной Америке, - появлению Майя предшествовало таинственное
племя ольмеков [Olmecs], оставившее вдоль побережья Мексиканского
залива немногочисленные следы, датируемые, по меньшей мере, II веком до нашей
эры, а также племя сапотеков, обитавшее в Южной Мексике, в высокогорном районе
Оахаки, крупнейший центр которых, Монте-Альбан, был основан около 600 года до н.
э.
Одновременно с возникновением Майя в Центральной Америке, в Центральной Мексике,
чуть севернее современного Мехико, расцвела столица великих пирамид -
Теотихуакан. Несмотря на то что они имели много общего со своими мексиканскими
соседями-горцами - сходные принципы земледелия и культуры, например, 260-дневный
Священный Календарь и ритуальную игру в мяч, - Майя, которые жили в дремучих
джунглях, были совершенно отличными от других цивилизаций этого региона в
отношении искусства и интеллектуальных достижений.
Начавшееся около 300 года н. э. с города Уашактун [Uaxactun], прячущегося
в самом сердце джунглей в районе Петен [Peten], и распространившееся далее в
форме городов Тикаль [Tikal], Паленке, Копан [Copan] и Киригуа,
великое выступление Майя достигло своего полного размаха к 500 году н. э. В
течение следующих трехсот лет, в период девятого бактуна, Майя продолжали
возводить свои гармоничные и соразмерные храмы в виде ступенчатых пирамид и
неуклонно, каждые пять, десять или двадцать лет, устанавливали очередной
огромный каменный указатель - стелу, - на которой вырезали дату и связанные с
ней тексты. В 830 году н. э., когда девятый бактун сменился десятым,
классические Майя внезапно пришли в упадок, исчезли... |