Уникальны
ли майя в своем видении мировой гармонии? Вообще-то нет. Дело в том, что одной
из важнейших проблем ля всех древних астрономов было выявление и сочетание
различных астрономических циклов для обнаружения постоянной величины,
позволяющей отсчитывать временные отрезки. Удивительно иное: несмотря на разные
периоды существования различных древних цивилизаций, системное осмысление
астрономических наблюдений и появление первых календарей повсеместно приходится
на V-III тысячелетия до н.э. Об этом свидетельствуют записи наблюдений у
египтян, вавилонян, китайцев и майя. Так, например, по древнему византийскому календарю,
которым даже пользовались на Руси с X века по начало XVIII века, сотворение
мира датировалось 5508 годом до н.э. Древние евреи относили это событие к 3761
году до н.э. Начальная дата астрономии майя приходится на 3114 год до н.э. В
Древнем Китае начало календарного отсчета времени приходится на 2637 год до
н.э. В Древней Индии уже к III тысячелетию до н.э. был разработан календарь,
обеспечивающий хозяйственную деятельность населения долин Инда и Пятиречья.
Наиболее
отчетливо следы... архаического солнечного календаря мы встречаем в Древней
Индии, где выделяется лишь день начала года - в весеннее равноденствие. Точка
восхода ориентировалась отнюдь не по поясу Зодиака, а по созвездию Ориона,
расположенному точно на Млечном Пути, между Тельцом и Близнецами. Помимо
прочего, привязка весеннего равноденствия к созвездию Ориона позволяет нам
"удревнить" индийский календарь вплоть до середины V тысячелетия до
н.э.
На
американском континенте такими умниками стали мезоамериканцы - именно поэтому
"начальная" дата календаря майя, приходящаяся на 3114 год до н.э., и
отмечает окончание периода пересечения Млечным Путем эклиптики в день весеннего
равноденствия. Следует добавить, что для земного наблюдателя Млечный Путь в дни
равноденствий и солнцестояний (в разные часы) в эти времена располагался по
линии восток-запад.
Модель
мира - это гармония жизненного цикла человека в пространстве и времени. Майя
воспроизвели эту модель в своем видении Зодиака, пересекаемого Млечным Путем. В
качестве астрономического объекта майя называли Млечный Путь тамкас - середина
сферы". Однако слово тамкас в языке майя имеет несколько значений, которые
можно объединить в блоки понятий:
1)
середина (глубина) сферы
2)
раздваивание, деление
3)
семяизвержение и менструация (мужская и женская жидкости)
4)
роды и детородный орган
5)
чистота, девственность
6)
змея (вытянувшаяся и с пятнами)
7)
темная сила, порождающая безумие, и болезни, вызывающие паралич.
Более
поздние мексиканские мифы несколько преобразовали эти скрытые сакральные
значения, сохранив их в виде более понятных образов. У науа Млечный Путь
считался дорогой через небо, которому покровительствовали два божества: мужское
Citallatonac - "Сияние Звезд" и женское Citalinicue - "Звездная
юбка". Млечный путь - престол "Звездной юбки" - был источником
всеобщей мудрости.
С
другой стороны, Млечный Путь сам считался телом Великой Матери -
Прародительницы, из темного чрева которой появились Солнце, Луна и звезды.
Кецалькоатль,
по определению астеков, - это тот, кто сделал людей, одновременно Господин и
Госпожа дуальности (т.е. одна из ипостасей Творца). А Млечный Путь - дорога, по
которой передвигались Тескатилпока и Кецалькоатль, будучи богами звезд.
Книга
истории народа майя-киче "Пополь-Вух" также интерпретирует божество
Кукумац ("Змея, покрытая зелеными перьями" - майяский вариант Кецалькоатля)
в качестве двуединого образа Творца: Созидательница и Творец, Тепеу и Кукумац,
Великая Мать и Великий Отец. Кукумац - двуединый бог, Великая Мать и Великий
Отец, подчиняющийся "слову" триединого одноногого божества по имени
Хуракан - "Сердце Небес" и отождествляемый с Млечным Путем. Кукумац
предстает в "Пополь-Вух" как творец всего сущего, когда "все
было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное,
тихое; и пространство неба было пусто".
Поэтому
неудивительно, что Млечный Путь, в каком бы мифологическом образе его ни
представляли, считался Творцом всего сущего. Именно это значение Млечного Пути
подтверждает и звездная карта майя в качестве модели мира. Млечный Путь,
олицетворявший путь уперших от смерти к возрождению, делил зодиакальный пояс на
две неравные половины: живое и мертвое пространства.
Следует
заметить, что остается еще один загадочный вопрос: если все так ясно, то почему
в древней иконографии мы видим как бы два противоборствующих образа? Уже у
ольмеков Творец всего сущего появляется то в виде Пернатого Змея, то в виде
Ягуара. Складывается впечатление, что в те далекие времена шла яростная борьба
между сторонниками двух религиозных направлений. Отблески этой идеологической
войны мы встречаем у майя, вплоть до совсем поздних времен.
Так, например, ольмекские мудрецы явно были
сторонниками ягуарьего направления (видимо, принадлежа роду Ягуара) и постоянно
подчеркивали свою принадлежность к нему. На памятниках "промежуточной"
между ольмеками и майя культуры Исапы Млечный Путь изображался порой странным
гибридом, сочетающим в себе черты Ягуара и Каймана. А южная майяская жреческая
школа Копана была явной сторонницей рептильной тематики, в то время как горная
Гватемала отдавала предпочтение Ягуару.
|