Сущность
модели была достаточно проста. Пространство человека делилось на три главных
уровня: пространство живых, пространство мертвых и переходное пространство.
Определение расположения уровня мертвых по отношению к уровню живых не было
постоянным.
Еще в
глубокой древности майя полагали, что мир мертвых находится внизу, под землей,
в глубине пещер или могильников, куда удавалось поместить тело покойника. И
именно такие представления нашли самое широкое распространение в памятниках
местных культур. Однако развитие человеческой мысли привело к тому, что
местоположение страны мертвых стали определять по звездному небу - и именно
тогда души покойников начали улетать на небеса. По большому счету,
мезоамериканцы, как и другие древние народы, не разделяли них и верх по
отношению к вневременному пространству потустороннего мира. Однако мир мертвых
всегда оставался "пространством позади" человека, что подразумевало,
с одной стороны, нижний мир, располагающийся за затылком покойника, а с другой
стороны, Полюс мира как место-антипод по отношению к наблюдаемому Солнцу. Судя
по иероглифическим текстам, к концу классического периода у майя сложилось
достаточно оформленное представление о том, что вниз, в пещерную прародину,
покойники отправляются сразу после смерти и там проходят очищение. Оттуда души
выходят наверх в виде больших мух, называющихся, как и роман основоположника
магического реализма Мигуля Анхеля Астуриаса, "Глаза погребенных".
Гармония
Вселенной, построенная на взаимозависимости Млечного Пути и зодиакального
пояса, выражала цикличность человеческой жизни. Считалось. Что, будучи
очищенной и сокращенной до размеров эмбриона, душа возвращается для возрождения
откуда-то сверху, из бездны Космоса. Ее изображали в виде "падающей
звезды". Отсюда среди майя долго сохранялось поверье, что для того, чтобы
забеременеть, женщина должна была подняться ночью на пирамиду и ждать появления
"мистического отца". Эти данные, записанные в колониальные времена,
конечно же, являются осколками некогда разработанного мифологического
комплекса, когда звездный Млечный Путь (Небесная Рептилия или Кецалькоатль)
почитался в качестве "Творца всего сущего" и потому мог посылать свою
часть - звезду - для воспроизводства жизни.
С
миром живых все было достаточно ясно: здесь вставало и светило солнце,
существовало пространство, время, предметы, растения и животные, сам же человек
рождался, жил в постоянных трудах и опасностях, заботился о природе, вступал в
брак и имел детей.
В мире
мертвых все было несколько иначе. Во-первых, он являлся антиподом мира живых -
здесь всегда было темно, пространства и времени не существовало. Души мертвых
людей и животных вели такую же жизнь, как и на земле, но с той существенной
разницей, что не знали никаких забот и опасностей.
Однако
наибольшие сложности представляло третье - разделяющее и соединяющее -
пространство между мирами. Изображали его... весьма реалистически - как верхнюю
толщу земли с расщелиной, куда падает душа умершего и откуда пробивается наружу
росток новой жизни. Иногда его представляли в виде разинутой пасти - ягуара,
рептилии или птицы.
Однако
"пересечь" это пространство душа человека могла лишь отделившись от
тела, которое навсегда застревало упрятанным где-то в толще переходного уровня
или даже оставаясь на территории живых. Естественно. Что чаще всего подобное
происходило при смерти тела. Но иногда душа могла отлучиться и во время сна или
болезни. И уж совсем в особых случаях подобное могли проделать избранные -
колдуны, жрецы и нагуали - с помощью специальных приемов и средств, например,
используя психоделики. Как правило, для пересечения этого опасного пространства
требовались специальные "связники". К "связникам"
относились те представители фауны, образ жизни которых позволяет им менять
"среду обитания", то есть самостоятельно перемещаться из живого пространства
в мертвое. К ним относились насекомые, рептилии, особенно змеи, и некоторые
птицы - одним словом, все те, кто может бывать на земле, под землей, в воздухе,
кто может бодрствовать в ночи.
Важным
элементом связи между мирами считалось мировое дерево. Его образ также менялся
с течением времени. Сначала оно было "пещерным" - своими корнями
дерево питалось девственными водами, выходившими из прародины предков; по
ветвям и стволу души могли подниматься в мир живых. Позже стало считаться, что
оно растет на земле, а уровни его кроны пересекают небесные пространства,
доходя до богов верхнего мира.
Одним из первых шагов в построении модели мира стало
определение семантики сторон света. Север у майя расценивался как место далекой
прародины, откуда пришли прапредки. На языке майя север назывался хат-аап -
"исчезающий позади". Именно с этим исчезающим позади местом и
связывалось расположение "того мира", антипода реального, куда
попадают души умерших и откуда они в очищенном виде появляются для возрождения.
Юг считался направлением движения племени и именовался ma-ho, "большой
вход". Восток, откуда появляется солнце, древние майя связывали с идеей
жизни и возрождения, а запад, соответственно, примыкал к миру предков.
|