Путешествие
в Мексику оказалось намного полезнее, чем я ожидал. Теперь я чувствовал, что
подошел вплотную к пониманию тайн майя. Из рассказов дона Хосе явствовало, что
культ гремучей змеи играл исключительно важную роль в их религии. Но мне
казалось, что он смотрит на все это со слишком земной точки зрения, что дело не
только в этой рептилии и должны быть в этой религии какие-то элементы,
связанные с космосом. Ведь недаром майя были прекрасными математиками и
астрономами. Думается, именно их интерес к небу, прежде всего, лежал в основе
их веры в Кецалькоатля, или в "Оперенную змею”. Я был удивлен, когда в Паленке
наш гид сообщил, что майя наблюдали за созвездием Орион, которое почти всегда
видно в этих широтах.1 Впрочем, их интерес к Ориону, видимо, носил
второстепенный характер по сравнению с их вниманием к Плеядам2. Это
небольшое созвездие, часть более крупного созвездия Тельца, можно было бы
назвать уменьшенным вариантом Большой Медведицы. И тут мне пришла в голову
мысль: а не это ли символизируют "слоновьи хоботы”, фигура, так часто
встречающаяся
в храмах Юкатана? Я решил заняться этим вопросом более основательно.
Дома,
за компьютером, я стал исследовать, какая могла существовать связь между
Плеядами и новогодними праздниками ацтеков. Майя называли это созвездие "Цаб”,
то есть ."погремушка”. Может быть, они его рассматривали как нечто подобное
"погремушке” змеи, которая с ее помощью "предупреждает” о нападении? Если
верить сообщениям брата де Саагуна, у ацтеков тоже были подобные представления.
В своей книге он приводит иллюстрацию того, как ацтеки представляли себе
Плеяды: девять звезд, окруженные цепочкой из семнадцати (рис. 43).
Английские
переводы его работ найти очень трудно, но, к счастью, дон Хосе цитирует его в
одной из своих книжек. Из-за важности цитаты я привожу ее полностью:
"У мексиканских индейцев был такой счет
времени: самый длинный период в 104 года они называли "веком”, а половину его
(54 года) — "связкой”. Такое летосчисление существует у них с незапамятных
времен, и индейцы верят, что конец света наступит, когда окончится один из
таких полуве-ков-"связок”. У них есть поверье, что движение не-
бесных тел тогда прекратится. А по
движению Плеяд они определяют ночь празднования, которое называют "Тохиу
молпили”, потому что в такую ночь Плеяды в Мексике в полночь находятся в
середине неба. В ту ночь они зажигают новый огонь и выносят огни из домов во
всех городах и селениях Новой Испании, а их вожди и жрецы принимают участие в
торжественных шествиях. Выходят они из храма в Мехико (Темпло Майор — примеч.
авторов) еще вечером и поднимаются на вершину холма у Иштапалапы. Они
взбираются туда в полночь, и там находится "ку” ("бог и храм” — термин майя, заученный завоевателями — прим,
авторов), приготовленный для этой церемонии. Если индейцы приходят слишком
рано, то ждут, а когда видят, что Плеяды прошли зенит, то понимают, что
движение небесных тел не прекратилось, а значит, конец мира не наступил, а не
наступит еще 52 года. В этот момент толпы, на холлах ожидают зажжения нового
огня — знака того, что мир продолжает существовать. И когда их главари
торжественно вносят огонь в "ку” на холме, на глазах у собравшегося народа, то
начинается всеобщее ликование: ведь мир будет существовать еще 52 года.
Последний раз такая церемония состоялась
в 1507 году. Тогда они провели ее пышно и торжественно, потому что испанцев еще
не было. В 1559 году завершилось следующее полустолетие. По этому случаю у
индейцев не было открытой церемонии, потому что испанцы и их священники уже
заняли страну. С тех пор, к 1576 году (когда Саагун писал книгу — прим, авт.)
прошло 17 лет с начала очередного полустолетия.
Когда индейцы проводили эту церемонию
нового огня, они возобновляли договор со своим идолом, обновляли все его статуи
в своих зданиях и ликова-
ли, поняв, что мир продолжит
существовать. Ясно, что этот счет времени изобрел дьявол, чтобы они каждые 52
года возобновляли договор с ним: он пугает их концом света и заставляет верить,
что это он продлил существование мира”3.
Ясно,
что Саагун, будучи добрым францисканцем, считал этот праздник Нового огня, как
и почти все в религии индейцев, идолопоклонством и служением дьяволу. Это и
неудивительно, принимая во внимание количество странных скульптур Тлало-ка,
Коатлике и других, не говоря уже об изображениях змей — для испанцев это и была
эмблема самого дьявола. И все же на Саагуна рассказы очевидцев, должно быть,
произвели впечатление, иначе он не стал бы их подробно записывать. Да и сам он,
вероятно, попал под обаяние астрономической церемонии "нового огня”.
Из
его описаний, если их внимательно проанализировать, явствует, что у индейцев
была сложная, видимо, основанная на астрономических познаниях, система счета
времени. Критическим они считали момент, когда Плеяды вновь пересекают южный
меридиан в полночь. Однако они не могли бы зафиксировать этот момент простым
наблюдением за звездами. Плеяды пересекает меридиан ежедневно (кроме времени,
когда они невидимы при дневном свете). Но лишь раз в году Плеяды пересекают его
ровно в полночь, и у мексиканцев должны были существовать особые средства
расчетов, когда именно наступит этот день. Я и сам заинтересовался этим
вопросом, а потому выбрал 1507 год — дату последней церемонии, которую приводит
Саагун, и попытался выяснить это с помощью компьютерной программы "Скайглоб”
("небесный глобус”). Полученные результаты поразили меня; но прежде, чем
рассказать об этом, надо еще кое-что пояснить.
Диего
де Ланда в своем "Сообщении” рассказывает, что подобная церемония проводилась
майя и в городе Мани. По-видимому, такие празднества проходили одновременно на
всем Юкатане, но после разрушения Майяпана, то есть, согласно данным Ланда,
около 1450 года4, — это происходило только в Мани. Он пишет:
"Ранее уже говорилось об уходе Кукулкана
с Юкатана, после чего индейцы стали говорить, что он отправился на небеса к
богам, и с тех пор они стали его самого почитать как бога и даже назначили в
его честь праздники по всей стране, которые и отмечались до разрушения
Майяпана. После этого события обычай этот поддерживался в Мани; из других же
провинций в честь этого божества стали по очереди присылать в Мани подарки в
виде четырех-пяти великолепно сделанных знамен из перьев. Такой способ
празднования заменил прежний. 16-го Ксула (по календарю майя) вожди и жрецы
собирались в Мани, а вместе с ними — множество народу из разных городов, и все
перед тем совершали обряды и постились. Вечером огромная толпа устраивала
шествие от дома вождя до храма Кукулкана, где они молились и водружали знамена
на крыше храма; во дворе же устанавливали идолов на заранее принесенные листья
деревьев, после чего зажигали новый огонь и начинали благовонные курения, а также
приносили богам в дар яства, приготовленные без соли и специй, и напитки из
бобов и тыквы. Там участники этой церемонии оставались пять дней и ночей, не
возвращаясь домой, а продолжая молиться, приносить дары и исполнять ритуальные
танцы. Вплоть до первого дня месяца Яхкинп комедианты приходили в дом вождя,
устраивали свои представления, получали подарки и приносили все в храм. По
прошествии пяти дней
подарки делили между вождями, жрецами и
танцорами, забирали знамена и идолов в дом правителя, после чего расходились по
домам. Индейцы верили, что в последний из этих дней Кукулкан спустится с небес
на землю и примет их дары и жертвы. Этот праздник они назвали "Чик-кабан”.5
Переводчик
Ланды, Вильям Гейтс, в своих комментариях дополняет его рассказ:
"Может быть, это пережиток более
старинного календаря, что видно из названий месяцев и из самой церемонии.
"Ксул” означает "конец”, "граница”, и 16-го числа (этого месяца) они зажигают
новый огонь и начинают совершать ритуалы, очень похожие на более поздние, перед
Новым годом (1-е число месяца Поп). "Клин” означает "Солнце”, "день” и "время”,
таким образом, "Яхкин” значит "Новое время”. Так что, даже при каких-то поздних
переменах (в календаре) они сохранили обряд обновления в месяце Яхкин и
подготовку к сакральной церемонии создания новых образов божеств, начиная со
следующего месяца Мол. Во времена Ланды 16 Ксула приходилось на 8 ноября, Яхкин
начинался с 13-го, месяц же Мол заканчивался ко времени зимнего солнцестояния,
22 декабря”.6
В
той же книге Ланда сообщает еще, что майя вели счет времени по звездам и
планетам:
"Чтобы определить время ночью, туземцы
следят за планетой Венерой, созвездиями Плеяды и Орион. В дневное же время они
выделяют полдень, и у них есть названия для разного времени, от восхода до
заката; таким образом они различают часы своего труда”.7
Итак,
на своем компьютере я проверил, какого числа в 1507 году Плеяды пересекли
меридиан в полночь, и к своему удивлению обнаружил, что это было 11 ноября (см.
рис. 44 и 45), то есть между 8 и 13 ноября, или между 16 Ксула и 1 Яхкина.
Мы
знаем, что праздничная церемония продолжалась 5 дней, значит, в средний день
этого периода Плеяды должны были пересечь меридиан ровно в полночь. Видимо, у
майя церемония "нового огня” происходила ежегодно, тогда как у ацтеков — только
раз в 52 года. Также вероятно, что в период, когда этот праздник отмечался не
только в Мани, его могли справлять и в Чичен-Ице. А если так, то самым
подходящим местом для этого был бы храм на вершине пирамиды Кукулкана, в его
святилище. Следует отметить, что стены пирамиды, благодаря оформлению, были
похожи на кожу гремучей змеи, а
форма
ее основания, близкая к квадрату, возможно, была основана на стиле "канамайте”.
И снова прослеживается некая связь между культом гремучей змеи у майя и более
поздними мексиканскими религиями, основанными на почитании
Кецалько-атля-Кукулкана. Но корни этого культа еще древнее. Главным из богов
майя был Замна, которому, по преданию, они и обязаны своей мудростью. Очевидно,
он и был прототипом Кецалькоатля (и Кукулкана), а некогда, видимо, ему была
посвящена церемония "нового огня”. Ланда считает, что Замна был подобен
египетскому богу Озирису8. Похоже, что как Озирис для Египта был
связан с Орионом9, так и Замна, а также его позднейшее воплощение
(Кецаль-коатль-Кукулкан) были для майя каким-то образом связаны с Плеядами.
Профессор
Таубе из Калифорнийского университета в книге "Мифы майя и ацтеков” пишет, что
праздник "нового огня” связан с идеей всемирного обновления после потопа.
Подобно тому, как месса у католиков помогает им обновлять и поддерживать
чувство связи с Богом, и у майя праздник "нового огня” поддерживал связь с их
богами, прежде всего с Замной. Как мы помним, ацтеки отмечают этот праздник раз
в 52 года. Но Таубе предположил, что подобные церемонии происходили у майя в
начале более важных периодов их Длительного счета, например в начале "катунов”.
Вот что он пишет:
"Новогодние праздники были годичными
символами разрушения и воссоздания мира. Рассказ о потопе и появлении мировых
деревьев в трех книгах "Чилам Балам” показывает, что ритуальное начало
"ка-туна” и других периодов Длительного счета мыслилось в том же духе”.10
Я
уже начал понимать, что Плеяды играли ту же роль для центральноамериканских
индейцев, что Орион и Сириус для древних египтян. Для последних восход Сириуса
означал разлив Нила и начало Нового года; это событие легло в основу их
календаря. Майя же (как и другие индейцы) следили за кульминацией Плеяд в
полночь, после чего зажигали "новый огонь” и начинали новый временной цикл,
будь то год, календарный цикл или Катун. Ацтеки тоже наблюдали кульминацию
Плеяд в полночь, но возникает вопрос, не могли ли они проводить подобные
наблюдения не только в ноябре. Другой датой, подлежащей исследованию, стало 12
августа, потому что в этот день в 3114 году до н.э., по преданию, началась наша
современная эпоха. Для майя это, очевидно, и была дата появления "первичного
огня”,
когда
боги создали Солнце и Луну во время "погребального сожжения” в Теотиуакане. Я
снова использовал компьютерную программу "Скайглоб”, чтобы выяснить, в какое
время тогда Плеяды проходили меридиан. И снова меня ждал сюрприз. В тот день,
как и всегда, примерно в это время года, они проходили меридиан как раз перед
рассветом, а кроме того, восходу Солнца предшествовала "Утренняя звезда” —
Венера (рис. 46). Иначе говоря, Плеяды в тот день играли такую же роль, что и
Сириус для египтян — роль вестника рассвета, "рождения Венеры” и начала нового
временного цикла. К тому же в юго-восточной части неба находились известные
созвездия Телец, Орион и Большой Пес, игравшие столь значительную роль для
египтян. Я подумал: не
могла ли здесь существовать
какая-то связь? Почему майя начали свой календарь со времени, когда так заметны
именно эти созвездия? Не имея определенного ответа, я обратился к другие
проблемам.
|