Греки
рассматривали древнее рисуночное письмо египтян с благоговейным удивлением, как
нечто священное. "Отец истории" Геродот, живший в V веке до н.э.,
назвал его "священными знаками". Климент Александрийский, раннехристианский
теолог, пустивший в ход слово "иероглифы", именовал это письмо не
иначе как "священными вырезанными знаками". Исследователь древних цивилизаций
Герман Гессе был совершенно прав, когда писал: "У всех народов слово и
письменность представляют собой нечто священное и магическое; наименование,
равно как и написание, первоначально было магическим действием, магическим
обладанием природой посредством духа, и повсеместно дар письма почитался
божественным откровением. У большинства древних народов письмо и чтение считались
священными. Тайным искусством, составляющим привилегию жречества; было великим
и необыкновенным событием, если какой-либо молодой человек решался изучить это
сообщающее особую силу искусство. Такое давалось нелегко, такое давалось
немногим, а искуплением тут могли служить лишь посвящение и жертва. С точки
зрения нашей демократической цивилизации, духовная жизнь была тогда чем-то
более редкостным, но и более благородным и священным, нежели сегодня, она
находилась под защитой божества и предназначалась не каждому, к ней вели
трудные пути, она не давалась зря. Мы способны лишь отдаленно представить себе,
что значит в культурах, устроенных строго иерархически, среди полностью
неграмотного народа, владение тайной письма! Это - величие и власть, это черная
и белая магия, талисман и волшебный жезл!
Тексты
майя писались на стенах, лестницах, притолоках каменных строений - пирамид,
храмов и дворцов. Наносились на стелы и алтари, ставившиеся перед
величественными зданиями. (Одна из наиболее ранних надписей майя обнаружена на
стеле 29 из Тикаля, содержащей дату 292 г. н.э.) Эти надписи еще называются
"монументальными". Они, как правило, носили официально-парадный
характер.
В
настоящее время известны четыре сохранившиеся рукописные книги майя...
Дрезденский
кодекс представляет собой полоску индейской бумаги длиной 3,5 м, высотой 20,5
см, сложенную гармошкой в 39 страниц. Рукопись была создана ранее XIII века на
Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию для подношения императору Карлу V в числе
прочих даров... Бессмысленная бомбардировка англичанами Дрездена в конце Второй
мировой войны нанесла рукописи сильный ущерб. Она отсырела в затопленном
подвале, из-за чего краски частично смылись или отпечатались на соседних
страницах...
Парижский
кодекс представляет собой полосу индейской бумаги общей длиной 1,45 м и высотой
12 см, сложенной в 11 страниц. Начальные страницы полностью стерты. Рукопись
относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане, что соответствует
XIII-XV векам.
Мадридский
кодекс был написан никак не раньше XV века. Он состоит из двух отрывков бумаги
высотой 13 см, без начала и конца, составляющих полосу длиной в 7,15 м,
сложенную в 56 страниц. Последние исследования бумаги показали, что некоторые
страницы рукописи были реставрированы индейцами уже после появления испанцев, и
вставки выполнены уже на европейской бумаге.
И,
наконец, кодекс Гролье, находящийся в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее
фрагменты 11 страниц без начала и конца. Впервые опубликовавший ее в 1973 году
знаменитый американский археолог Майкл Ко датирует документ XIII веком.
Очевидно, что эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была
составлена под сильным влиянием тольтеко-миштекского стиля. Об этом
свидетельствует специфическая запись цифр и особенности утративших майяскую
пластику изображений. Некоторые специалисты даже оспаривают подлинность этого
документа.
Стоит
заметить, кстати, что в последнее время сложилось стойкое предубеждение против
всяких сведений о новых майяских рукописях. Подделок действительно чрезвычайно
много, но вместе с тем не следует сразу же пренебрегать неожиданными новинками.
Совершенно
очевидно, что, хотя до нас и дошли книги лишь позднего периода истории Юкатана,
это не значит, что майя не писали их значительно раньше. К счастью, искусство
этого народа сохранило для нас множество изображений, так или иначе связанных с
темой книг. Это рисованные и скульптурные изображения развернутых и сложенных
кодексов. Письменных приборов и складных футляров-пюпитров.
Как же
выглядела рукописная книга майя? Как уже ясно из описания, она являла собой
длинную, иногда даже очень (один из рисуночных миштекских кодексов достигает
13,55 м), полосу из индейской бумаги, которая приготовлялась из коры одной из
разновидностей фикуса. Эту длинную полосу складывали наподобие гармошки или
веера таким образом, что на ширину каждой страницы приходилось в среднем от 9
до 12 см.
Чтобы
книга не мялась, ее в сложенном виде покрывали "обложками" - двумя
деревянными, иногда обтянутыми ягуарьей шкурой, дощечками, которые скреплялись
ремешками-застежками.
В
сценах, представленных на расписных сосудах майя классического периода, книги
изображались в виде свешивающейся ленты с цифровой записью.
Во
время многих обрядов и праздников книги торжественно доставляли в специальных
каменных шкатулках, придавив сверху тяжелой (весом до 10 кг) крышкой,
реалистично выполненной в виде рельефного лица человека. По всей видимости, это
могли быть своеобразные "Книги мертвых", где речь шла о возрождении
душ усопших. Мы можем говорить об этом, так как подобная шкатулка появляется в
изображении на другом керамическом сосуде. Ее держит в руках обезьяна-писец.
Позади обезьяны сидит помощник, из-под руки которого высовывается полоса книги
с цифровыми знаками. Текст на сосуде посвящен моменту выхода души из
преисподней - для очередного возрождения в младенце. Не исключено, что в
шкатулках хранились и так называемые "книги судеб", по которым
предсказывались судьбы младенцев. Такие предсказания имели большое значение для
индейцев.
Каменные
шкатулки использовались в исключительных случаях - среди археологических
находок их очень мало. Однако книгами майя должны были пользоваться постоянно,
и для этого существовали специальные "пюпитры". На языке майя они так
и назывались - мабен, что означало "баул или секретер, где пишут и хранят
бумаги".
Естественно,
что разворачивать многометровую рукопись целиком было бы страшно неудобно.
"Листание" же страниц "по-европейски" попросту не имело
никакого смысла, как, впрочем, и свертывание рулонов, поскольку рукописи
читались не "постранично", а "пораздельно". Дело в том, что
содержание книги состояло из отдельных тематических разделов, которые в
пространственном отношении охватывали лишь по несколько страниц. Кроме того,
раскрыв книгу майя, мы видим, что каждая страничка горизонтально как бы
поделена на три части - "параграфы". Параграф легко узнать по
расположенному в его начале вертикальному столбцу знаков дней и небольшому
рисунку в сопровождении иероглифического текста.
В
подобной организации рукописи была, безусловно, своя логика. Во-первых,
"листание" в нашем понимании рукописи было крайне неудобно со всех
точек зрения, но особенно во время нанесения текста и рисунка - поскольку писцу
было необходимо следить за композиционным пространством, а краске нужно было
дать время для высыхания (а накладывалась она весьма толстым слоем). Во-вторых,
жрецу предпочтительно было раскладывать сразу весь раздел, чтобы видеть и
читать его целиком. И потому совсем не случайно тематические разделы занимают в
среднем по семь страниц, общей длиной примерно 70-80 см.
Другим
важным объектом с текстами древних майя считаются расписные глиняные сосуды.
|