Этот
искусственный остров [Хайна] расположен на широте 20o15, а на карте
выглядит расположенным на широте 20o20... Этимологически название
острова Хайна возможно интерпретировать как haa-na - "водный дом".
Вокруг полуострова Юкатан в прибрежных водах имеется несколько мест, где
посреди морской воды бьет родник пресной воды, который на ровной глади заметен
и производит довольно странное впечатление. Местное население называет этот
природный феномен "водный глаз". Надо сказать, что "водным
глазом" индейцы называют и воду, просачивающуюся в пещерах и собирающуюся
в углублениях (не только на Юкатане, но и в горных районах Мексики, включая
центральную). Повсеместно "водный глаз" обладает сакральным значением
и используется как место святилища в обрядовой практике. Вода же из
"водного глаза" считается святой и девственной.
От
Юкатана остров отделен неширокой полосой моря - от 10 до 100 м шириной. Он
имеет овальную форму, самое длинное место - 750 м. По крайней мере два раза
производилась досыпка для поднятия уровня. Опознаются следы некогда
существовавшей насыпной дороги, связывавшей остров с полуостровом.
Церемониальный
центр расположен прямо посредине островка с общей ориентацией с юго-востока на северо-запад.
С севера центр ограничивается каналом. Хотя ориентировка многих строений иная:
север-юг или восток-запад.
Жилая
зона располагалась вокруг церемониального центра. Неисследованный центр Zac-Pol
("Белая голова") расположен на обширной платформе, с северной стороны
которой помещены пять пирамидальных холмов - наподобие общемайяской
классической модели. На западе и востоке расположены постройки иного типа.
Рсцвет
Хайны приходится на классический период - около 600 года н.э., когда
максимально поддерживаются связи с зоной Пуук, Кампече, Юкатаном. Исходя из
количества захоронений, Пинья Чан оценивал население Хайны в 2500 человек. Но
это, скорее всего, является ошибкой, поскольку сам остров в первую очередь
являлся не жилым центром, а специальным некрополем для достаточно большого
региона Юкатана и Кампече. Тем более, что оценка поселенческого комплекса
предполагает одновременное проживание не более 300 человек.
Если
привязать ориентировку построек к рельефу, то все они выстроены точно по
направлению к "водному глазу", а ближайшая к нему вытянутая пирамидальная
постройка имеет и ориентацию строго на запад.
Сразу
же после начала возведения архитектурного центра возникает некрополь и
приобретает особое значение в жизни острова. Дело в том, что здесь хоронили не
только местных обитателей, но и людей из разных, даже весьма удаленных,
регионов, о чем свидетельствуют особенности инвентаря некоторых погребений.
Погребения расположены в основном в прилегающих к церемониальному центру землях
или же размещаются по окраинам острова. Всего к настоящему времени обнаружено и
обследовано около 1000 захоронений, не считая разграбленных. При этом следует
отметить отсутствие каких бы то ни было сложных погребальных сооружений. По
всей видимости, это связано с тем значением, которое придавалось некрополю
острова Хайна в майяском сакральном пространстве, - остров сам по себе был
отождествлен со входом в преисподнюю, поэтому не требовалась никакая
дополнительная реконструкция "места мертвых", достаточно было придать
покойнику эмбриональное положение.
Те
немногочисленные детские погребения, что найдены по окраинам острова, обычно
располагаются на глубине 40-50 см. Те, что оказались в центральной части,
находятся на глубине 1,5-3 м. Возможно, что эта разница объясняется тем, что почва
на берегах острова постоянно размывается морем, а уровень поверхности
снижается. Однако замечена любопытная закономерность: чем глубже захоронение,
тем качественнее положенные туда предметы.
В
одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были мужскими. В
восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11 были женскими,
из которых только в четырех случаях присутствует намеренная деформация черепа.
В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составляет 12:12.
В большинстве случаев деформация носит традиционный для майя лобно-затылочный
характер, но иногда заходит даже на область носа. Зубы несут следы подпиливания
и инкрустации.
Фигурки, помещаемые в погребения в качестве инвентаря,
изображали следующих животных: обезьяна, черепаха, сова, броненосец, рептилия,
дикий индюк, ягуар, попугай, змея, олень, летучая мышь. Пинья Чан, не
обладавший информацией о Зодиаке майя, отмечал, что фигурки выполнены "с
поразительным реализмом, не исключавшим творческое воображение; и они
демонстрируют нам не только образцы местной фауны, составляющей пищевой рацион,
но и отражают некоторые религиозные мотивы того времени". Надо отметить,
что предположение Пинья Чана относительно религиозного значения было абсолютно
верным - все перечисленные им животные относятся к животным-знакам звездного
неба майя, и прежде всего зодиакального круга, который составлял основу
представлений о вечных циклах жизни и смерти в модели бесконечной Вселенной.
|