Это,
собственно, еще не дешифровка, а только интерпретация дизайна крышки.
По-видимому,
изображения на крышке из Паленке рассказывают о "4-х эпохах творения”, как и
Ацтекский календарный камень и другие источники в регионе (но возникает вопрос
о пятой эпохе). Как быть, в контексте нашей интерпретации, с тем, что пятая
"эпоха ягуара” не представлена?
Я
решил пока отсрочить этот вопрос и вернуться к принятой интерпретации, что
центральная фигура — "обитатель гробницы, попавший в некий загробный мир”. Но
не было оснований заключить, что это — правильный вывод, точно так же, как и
считать, что "обитатель гробницы сидит на спине чудовища земли”, так как
неясно, что это за "чудовище”.
Постепенно
мне пришлось отказаться от всех принятых интерпретаций, кроме одной. Археологи
утверждали, что у подножия центральной фигуры — "семена маиса”. С этим я в
принципе согласился.
Из
книг по мифологии майя я знал, что "домом маиса” называли место, куда попадали
женщины, погибшие при родах. "Рай” этот находился на Западе. Принимая во
внимание, что семена "лежат” у подножия центральной фигуры слева ("Запад”), я
подумал о возможности сделать вывод, не является ли центральная фигура
женщиной, готовой родить?
В
мифологии майя были известны четыре "рая”. Кроме западного "Синкалко” был еще
восточный То-натиукан (Тонатиучан), "Дом Солнца”, и его божества Тонатиу (туда
попадали души погибших в бою и принесенных в жертву). Не мог ли Тонатиу
символизировать этот восточный рай?
Я
обратил внимание, что по обе стороны от Тонатиу на крышке были изображения двух
"солнечных младенцев” с "солярными символами” на животах. Подобные фигуры
"солнечных младенцев” были найдены в Теотиуакане.
Известно
также, что в мифологии майя существовал "рай” для младенцев, умерших при
рождении. Это должен был быть "Томоанчан”, если действительно центральная
фигура изображает рожающую женщину. В этом "раю” росло "Млечное древо” с 400
000 сосков. Сюда попадали души умерших младенцев, чтобы, напитавшись от Древа,
получить силы для нового рождения. Если так, то центральный верхний "крест” с
выступами, похожими на "соски”, мог символизировать это Древо.
Теперь
оставалось найти два "рая” — Тлалокан, первый из них, находился на Юге и был
резиденцией бога дождя Тлалока. Там он, как считалось, живет с женой
Чалчиуитлике (Калкиутлике), богиней воды. Последний "рай”, Омейокан, служил
домом четы Ометеотль (прародителей богов). Не могла ли центральная фигура
представлять кого-то из этой божественной пары, например супругу?
Но
такая попытка "рационального” объяснения снова не удалась — где же тогда
супруг?
Я
отнес эту интерпретацию четырех изображений "рая” к "четырем предыдущим эпохам”
и стал искать новых возможных интерпретаций.
Я
сопоставил интерпретации символов, связанные с деторождением и плодородием, со
своими исследованиями по вопросу солнечных пятен и плодородия. Не мог ли,
подумалось мне, центральный крест вверху символизировать Солнце с "четырьмя
магнитными полями”, а также с "петлями”? Может быть, "соски” символизируют
солнечные пятна и петли?
Крест действительно относится
к числу солярных знаков. Петли же могут представлять здесь "магнитные петли”
при образовании солнечных пятен. Эти символы в верхней части креста могли
означать девять полных циклов пятнообразовательной деятельности Солнца и два
"половинных”, имеющих место за время половины Большого цикла (1 366 560 дней).
|