Странным
памятником сапотекского искусства были... погребальные урны. Эти большие
фигурные сосуды появляются в истории Монте-Альбана не сразу, а только за 100
лет до н.э. Не случайно знаменитый испанский ученый Мигель Коваррубиас ставил
появление этого типа памятников в зависимость от привнесенной извне традиции
ольмекских мудрецов, которые... разработали к этому времени новый календарь и
новую религиозно-идеологическую систему.
Новая
религия принесла идею "божественного предка", оставшегося в далекой
северной пещере-прародине. Образ этого предка и запечатлевали древние сапотеки
в урнах, выполнявшихся в виде "сидящих фигур", которые помещались
внутри ниш в стенах погребальных камер. Сама ниша выполнялась в виде креста,
напоминая знак пещеры ольмеков. Внутри ставилась полая фигура сидящего со
скрещенными ногами человека с открытым ртом и даже с высунутым языком. В
некоторых случаях мастера придавали лицу индивидуальные портретные черты.
Несколько иного типа урны археологи обнаружили в
коллективном захоронении в Инфановите. Это были керамические толстостенные
цилиндры, высотой от 15 до 21 см и от 6 до 11 см в диаметре, на которые
налепливалась голова, иногда скрещенные руки и ноги. Мелкие элементы
добавлялись лепкой или вычерчивались рельефными линиями. Лицо дорисовывалось
красной и черной красками растительного происхождения
|