В синологии существует легенда о первых людях Запада, группе ученых-иезуитов,
принявшихся в семнадцатом веке за изучение Ицзина. Они взялись за дело с
огромной энергией и были исполнены надежд. Они изучили китайский язык,
расшифровали значения иероглифов и занялись толкованием их сути. Но внезапно
разразилась трагедия - некоторые из блестящих молодых ученых сошли с ума.
Сложность постижения мудрости Ицзина в традиционных западных категориях
сознания полностью истощила разум упорных исследователей. В результате Ордену
иезуитов пришлось закрыть это направление; более того, были запрещены какие-либо
изучения странного и необычного китайского текста.
Даже если эта история апокрифична, она в определенной мере связана с работой
Хозе Аргуэльеса, ибо он так же безраздельно погрузился в систему знания, не
менее ошеломляющую для западной традиции, - в "Цолькин" [Tzolkin] народа
Майя. Вся его жизнь оказалась переплетенной с этой завораживающей загадкой.
Теперь доктор Аргуэльес представляет миру повествование о значении этого знания
- и, воистину, сей рассказ поразителен. Помимо прочих "совершенно
возмутительных" заявлений, он предлагает читателям такие факты:
Во-первых, большая часть человеческой истории формируется под воздействием
галактического луча, через который Солнце и Земля проходят в течение последних
пяти тысячелетий. Когда в 2012 году Солнечная система пересечет границу этого
луча, человечеству предстоит грандиозное преобразование.
Во-вторых, достижения, исторические события и мировоззрения всех человеческих
культур подчиняются законам "галактических сезонов", код которых был известен
майянцам и отражен ими в математической и символической форме.
В-третьих, каждый человек обладает способностями непосредственной - сенсорной,
чувственной, электромагнитной - связи с энергией-информацией этого луча,
исходящего из ядра Галактики, и способен, таким образом, пробудиться к
истинному, высшему, глубочайшему разуму.
Несомненно, многие подумают, что доктор Аргуэльес последовал трагическому пути
ученых-иезуитов, растворившихся в Ицзине; что он превратился в безумца и
заблудился в невероятных иллюзиях своего разума. Разумеется, сам доктор
Аргуэльес осознает всю невообразимость выводов, к которым он пришел. В самом
начале книги он предупреждает: "Открывшаяся ситуация означала для меня скачок в
ту область территории разума, которая давно рассматривается традиционными
культурными стандартами как сумеречная зона или табу". Определенно, работа
Аргуэльеса обладает той экстравагантностью и сложностью для понимания, которые
свойственны любому новому видению реальности. Одно только это делает его книгу
вызовом для привычных представлений, не говоря уже о поистине космических
масштабах его заявлений.
Теперь позвольте мне определить те причины, по которым я считаю подход доктора
Аргуэльеса достойным самой высокой оценки. Мое личное убеждение заключается в
том, что любое видение Вселенной, которое не шокирует нас, не представляет для
нас никакой ценности. Нельзя забывать, что именно мы - рассудительные люди
Запада, рациональные представители христиано-иудейской традиции, демократы и
миряне, сделали Землю заложницей ядерного оружия. Именно мы, жители современного
индустриального общества, проводим экологический геноцид, распространившийся на
все континенты планеты.
Утверждения о "разумности" того или иного видения Вселенной означают только то,
что это описание укладывается в современное научное мировоззрение, которое
породило и поддерживает глобальные трагедии. Нам не нужна благоразумная картина
мира - нам необходимо самое невероятное и возмутительное видение Вселенной,
какое только можно вообразить. Книга доктора Аргуэльеса вполне удовлетворяет
этому требованию.
Впрочем, его видение мира не просто невообразимо. С безошибочной точностью гения
доктор Аргуэльес осознает, что единственной надеждой на гармоничность западной
науки и всего современного общества является объединение с космологиями древних
народов, одним из которых были майянцы. Почему же так необходимо согласие с
космологией древних народов? Потому что древние исходили из одного и того же
глубокого убеждения: Земля, Солнце, Галактика, Вселенная - все и везде исполнено
жизни и разума.
Что нам по-настоящему нужно, так это скромность. Всем нам, воспитанным в
рамках современного мировоззрения, основанного на воинственности,
потребительском отношении к миру, патриархальности и антропоцентричности,
следует наконец осознать свою смертельную ошибку - убежденность в том, что
Вселенная мертва, лишена чувств, разума и цели. Достанет ли нам смелости, чтобы
избавиться от этой чудовищной иллюзии? Найдем ли мы в себе мудрость, которая
позволит внимательно отнестись к Майя и их знаниям об истинах Вселенной?
* * *
В завершение мне хотелось бы высказать некоторые соображения в отношении трех
наиболее "фантастических" утверждений доктора Аргуэльеса. Поскольку я занимаюсь
математической физикой, ход моих мыслей неизбежно отражает принципы современной
науки. Я хочу особо подчеркнуть, что не намерен пытаться выразить видение Майя в
научных категориях. Их космологию просто невозможно описать в терминах
современной науки. Однако уже сейчас зарождается постсовременная наука -
направление, соединяющее мировоззрения древних цивилизаций с современным научным
мировоззрением. Поэтому я постараюсь подходить к рассматриваемым вопросам с
позиции такой холистичной, единой, общечеловеческой постсовременной науки. |