С
тех пор как в 1691 году епископ Нуньес де ла Вега впервые открыл древний город
Паленке, исследователи строили разные предположения о возможных основателях
этого города. Сейчас археологи не сомневаются, что Паленке основали майя,
жившие в этих краях в классическую эпоху (VII—IX века). Но есть и другие люди, которые считают, что строительство
пирамид было принесено в Америку извне, и даже если их строили действительно
аборигены, то проекты, а возможно, и технология, исходили от каких-то
пришельцев. Отец Ордоньес, который первым писал о Паленке, полагал, что этот
город основали в древности пришельцы из-за Атлантического океана, а их вождем
был некий Вотан, чьей эмблемой была змея. В одной из древних книг майя
(впоследствии сожженной епископом де ла Вегой) Ордоньес вычитал, будто Вотан и
его народ прибыли из страны "Чивим”. По пути они останавливались в "Жилище
тринадцати” (вероятно, Кана-ры) и на каком-то большом острове (возможно, на
Кубе). Они доплыли вдоль побережья Мексики до реки Усумасинты и добрались до
Паленке. Говорят,
что
Вотан и его люди носили длинные одежды и охотно делились своими знаниями с
туземцами, которые, судя по всему, приняли чужаков дружелюбно и отдавали им
дочерей в жены. Говорят, что Вотан написал книгу, найденную епископом, а также
совершил 4 путешествия в родной "Чивим”, который Ордоньес считает городом
Триполи. Во время одного из этих путешествий Вотан будто бы посетил город, где
строили храм, который должен был достать до неба. Епископ Нуньес считает, что
имелся в виду Вавилон.
Конечно,
профессиональные археологи все рассказы о Вотане считают чистым вымыслом.
Правда, рассказы о том, что Вотан имел какое-то отношение к нефриту, вызвали
некоторый интерес, когда была открыта усыпальница Пакаля, где нашли нефритовую
маску. Кроме того, глядя на рельефные изображения Пакаля'и его сына, с их
восточными носами и толстыми губами, можно понять, почему Ордоньес считал, что
эта династия произошла из Африки. Вдобавок, Пакаль был слишком высок по
сравнению со средними индейцами майя, и то же самое можно сказать о человеке,
чей скелет нашли в недавно открытой гробнице.1 Все это заставляет
задуматься, не было ли каких-то реальных оснований под легендой о Вотане и не
мог ли сам Пакаль происходить от этого Вотана. Следует отметить, что среди
археологов прочно утвердилось мнение, исключающее постороннее влияние на
культуру индейцев Центральной Америки до Колумба; но это мнение оспаривается
специалистами в других областях.
Идея
о том, что аборигены Мексики обязаны строительством пирамид внешнему влиянию,
поддерживают такие исследователи, как Карлос де Сиг-венца и его друг,
итальянский путешественник и писатель Джованни Карери. Сигвенца считал, что
большинство индейцев — потомки племен, пришед-
ших
с северо-запада и, возможно, из Азии, и, по крайней мере, часть этих
иммигрантов приплыла на кораблях из-за Атлантического океана. Они-то и привезли
в Америку традицию строить пирамиды, вместе с другими обычаями. Карери вторил
ему и подчеркивал: еще Аристотель знал, что карфагеняне совершали путешествия
за пределы "Геркулесовых столбов” (Гибралтарского пролива).
О
карфагенских влияниях с тех пор много писали, и это не случайно. Географическое
положение Карфагена в Северной Африке было очень удобным и выгодным, а большое
количество плодородной земли в этом районе обеспечивало опору на собственные
источники продовольствия. Но, как и в случае со средневековой Венецией,
процветание Карфагена во многом зависело от морской торговли, и карфагеняне,
потомки финикийцев, были отличными мореплавателями. Геродот отмечал, что они
плавали вокруг Африки за 2000 лет до того времени, как это сделал Васко да
Гама. У них также были торговые колонии в разных странах, включая Мемфис,
Иерусалим, Вавилон. Охраняя свою торговую монополию, карфагеняне держали в
тайне торговые пути, выходившие за пределы Гибралтарского пролива. Они также
контролировали торговлю в западном Средиземноморье, а иностранным судам без их
разрешения нельзя было двигаться на запад дальше Сардинии. Чтобы поддержать
такой статус, Карфагену был нужен могучий флот, которым эта страна и
располагала. Но эта политика ограничений свободы торговли привела к конфликту
между Карфагеном и Римом, его самым могущественным врагом.
Карфагенская
империя была обширной и включала в себя часть Испании, северо-западной Африки,
а за Гибралтарским проливом.у них были колонии на Мадейре и на Канарских
островах. Плавали карфагеняне и в Британию, где в те времена добы-
вали
много олова, которое тогда использовали для получения бронзы, а из нее делали
оружие. Это обстоятельство, очевидно, более всего и стало причиной конфликта
Карфагена и Рима.
Сейчас
многое, что касается Карфагена, уже забыто, но говорят, что население их
столицы было огромным по тому времени — до миллиона человек. Во время
римско-пунических (то есть карфагенских — пер.)
войн особенно прославился карфагенский полководец Ганнибал, который, чтобы
вторгнуться в Италию, перешел с войском (включавшим боевых слонов) через Альпы.
Разгром его войска Сципионом в 202 году до н.э. был смертельным ударом для
Карфагенской империи и одновременно — началом римской гегемонии в
Средиземноморье. Но карфагеняне были не первыми, кто выходил на кораблях из
Средиземного моря в океан. Задолго до них международную торговлю держали в
руках их предки — финикийцы. Их главным портом был Ханаан на палестинском
побережье. Этот семитский (как и их соседи-израильтяне) народ, видимо, поставил
немало строительных материалов для создания Соломонова храма в Иерусалиме.
Когда их страна стала испытывать на себе все больший натиск со стороны
ассирийцев, вавилонян, позже — персов, затем — эллинов, они решили создать на
Западе новый город, Карфаген.
Но
и до возвышения Карфагена у финикийцев были колонии за пределами Средиземного
моря. Важнейшая из них находилась в южной Испании и была известна под названием
Тартесс (Таршиш). Здесь находился порт, из которого уходили в океан большие
корабли, специально предназначенные для таких плаваний, на которых ходили в
море очень искусные и опытные моряки, широко известные в древнем мире. Они, в
частности, возили на кораблях серебро, добывавшееся в северо-западной Испании,
а
также
слоновую кость и рабов из Западной Африки. Неудивительно, что корабли и моряки
из Тартесса пользовались славой: ведь цель этого флота состояла в том, чтобы
плавать по Атлантике, а не по Средиземному морю. Этот порт был идеальным для
плавания за пределами Европы. Если древняя Троя считалась воротами,
связывавшими Европу и Азию, то Тартесс (Таршиш) открывал дорогу на просторы Атлантического
океана — именно это принесло порту и городу славу и богатство. Если учесть
размах морской торговли и желание хозяев исследовать новые земли в поисках
новых рынков, то было бы странно, если бы капитаны этих финикийских кораблей
никогда не пересекали Атлантический океан, а для них это было не труднее, чем
для Колумба (как и он, они умели пользоваться попутным ветром и морскими
течениями). А если учесть, что люди и теперь частенько пересекают Атлантику на
маленьких суденышках, вроде гребных лодок, то нелепо было бы отрицать, что и
древние мореходы были способны на нечто подобное, если они располагали
океанскими судами. А если учесть, что торговцы тогда нередко держали в секрете
источники ценных товаров, то не исключено, что часть серебра в древнем мире
была привезена из Мексики.
После
поражения Ганнибала, по мирному договору 202 года до н.э. Карфаген потерял
право на большой флот и все владения вне Африки. Для торговой империи это была
катастрофа, и нет ничего невозможного в том, чтобы какая-то часть флотоводцев
после этого увела корабли на запад для создания новой колонии (недавно, как
увидим,, появились данные, что, возможно, так и было). Так что история Вотана,
вполне возможно, не была мифом — он мог быть эмигрантом из Карфагена.
Но
даже если предполагаемый основатель Паленке действительно был карфагенянином,
ливийцем или
римлянином,
то это все же не объясняет ни особенностей календаря майя, ни того, почему они
начинали летосчисление с 3114 года до н.э. Все указанные империи древнего мира
сложились лишь в первом тысячелетии до н.э. Но мореплаватели одной торговой
державы, а именно Египта, плавали в Средиземном мре и за его пределами задолго
до расцвета Финикии. В надписях времен Хатшепсут (около 1400 года до н.э.)
говорится о торговле с какой-то дальней страной. Обычно считается, что это
область Сомали на Африканском роге, но это также могла быть Южная Аравия или
даже Индия. Никто пока не предполагал, что это была Америка, но, по крайней
мере, эти данные говорят о том, что египтяне не были таким замкнутым народом,
как часто думают. Задолго до Хатшепсут, в 2700—2200 годы до н.э., как теперь
известно, египтяне умели сооружать первоклассные корабли. Изображения их есть
на многих настенных рисунках, и кроме того, археологи нашли почти такие же
суда, которые были зарыты недалеко от пирамиды в Гизе. Один из них, очень
хорошо сохранившийся, был реставрирован и хранится в специальном музее у южной
сторо'ны пирамиды. Правда, эти суда предназначались для плавания по рекам, а не
в открытом море, но все же это лишнее доказательство того, что в эпоху Пирамид
в Египте были искусные мастера, способные строить большие корабли.
Но
не только такие деревянные корабли умели строить в Древнем Египте. Судя по
некоторым изображениям и надписям на стенах усыпальниц, относящихся, по крайней
мере, к середине III тысячелетия до н.э., у египтян
были суда из стеблей папируса. Дерева в Египте тогда не хватало, но папируса
всегда было достаточно, и использовали его не только для письма. Стебли
папируса не тонут в воде, а потому из него стали сначала делать плоты для
плава-
ния
по Нилу, а к эпохе Пирамид научились строить суда, пригодные для плавания в
открытом море. Подобные корабли, оснащенные всем необходимым для своего времени
снаряжением, изображены на стенах усыпальниц вблизи пирамид.
Для
древних египтян не было невозможным пересечь Атлантический океан и приплыть в
Америку на папирусных судах. Возможность эта была даже проверена на практике. В
1970 году норвежец Тур Хейердал вместе с друзьями вышел в открытое море на
папирусном судне, сделанном на основе древнеегипетских рисунков. Ранее он
совершил путешествие, доказав, что можно доплыть на деревянном плоту от Южной
Америки до острова Пасхи2. Тогда же путешественник узнал, что
индейцы с озера Титикака плавали на папирусных лодках, и обратил внимание, что
они очень похожи на те, которыми пользовались туземцы с озера Тана у истоков
Голубого Нила. Решив, что такое сходство не было случайным, Хейердал поставил
себе цель доказать, что таким образом люди в далеком прошлом могли пересекать
Атлантический океан. Он полагал, что древние египтяне могли принести на берега
озера Титикака не только технику постройки папирусных лодок, но и технические
идеи, касающиеся строительства пирамид.
Только со второй попытки
Хейердалу и его спутникам удалось без Посторонней помощи проплыть от Африки до
острова Барбадос в Вест-Индии за 57 дней (всего около 6000 километров;
при этом их лодка Ра-II осталась почти неповрежденной. Так бьшо доказано, что древнеегипетские
моряки эпохи Пирамид в принципе могли пересечь Атлантический океан
|