...в
древней Америке котов не было - они появились вместе с испанцами и сразу же
заняли подобающее им место. Причем первые коты-мигранты стоили огромных денег.
Собаки на Американском континенте жили всегда.
Считается,
что предок американской собаки был выведен на северо-востоке Сибири или на
Аляске из некоей разновидности китайского волка. И случилось это судьбоносное
событие по крайней мере 20 тысяч лет тому назад...
Как бы
то ни было, уже в VI тысячелетии до н.э. на территории Мексики появляются
первые фигурки собаки. А в древних городах Тлатилко (1700-1100 годы до н.э.) и
Куикуилко (500-200 годы до н.э.) обнаружены захоронения человека и собаки
вместе.
Собачьи
кости часто встречаются в погребальных сосудах. Возможно, собаки помещались
туда в качестве еды. Подобное встречается в Тлатилко, Куналане (210-90 годы до
н.э.) и Темаматле (110-500 годы до н.э.).
В
Терремоте-Тлалтенко (100-200 годы до н.э.) и Тлалчиноплане (500-100 годы до
н.э.) собачьи останки появляются в мусорных кучах, куда они попадали как
пищевые отбросы.
В
Теотиуакане в мусорных кучах, относящихся к классическому периоду, обнаружено
около 240 скелетов собак - больше было съедено только кроликов. Зато здесь нет
ни одного человеческого погребения, которое сопровождалось бы полным скелетом
собаки.
...археологические
материалы убедительно показывают, что знать потребляла собак в религиозных
целях, в захоронениях и для ритуальной еды. Обычное же население - просто для
еды. Собачатина составляла 10% потребляемого мяса. Кроме того, наблюдается и
еще одна закономерность: на раннем этапе, в формативный период, собак или
хоронили специально, или же вместе с человеком, как это часто наблюдается в
Тлатилко. Позже, в классический период, ритуальное захоронение собак выходит из
практики. Собак прежде всего съедают, а потом уже используют в ритуальных
целях.
Как
показывают археологические материалы, традиция погребения собак приходит в
центральную Мексику с северо-запада, но двумя волнами, как бы от двух разных
традиций.
Начиная
с IX века, то есть накануне постклассического периода, традиция использования
собак в ритуалах видоизменяется и становится более ограниченной. Так, например,
в Лас-Минас (Гватемала) была обнаружена мешикская стена, сооруженная в конце XV
века, рядом с которой находились два сосуда с останками кремации человека.
Рядом лежал скелет трех-четырехмесячного щенка без костей лап. Под самим
комплексом были обнаружены останки трех детей - и тоже без костей пальцев!
Остается предполагать, что и собака, и дети были неким подношением
кремированному персонажу.
...кое-что
стало известным лишь из устных преданий и письменных источников. Прежде всего
это касается использования собак в календарно-ритуальных обрядах. Так,
например, в первый день девятого месяца полагалась ритуальная еда из собак в
честь Уицилопочтли. Считалось, что приношение собаки в жертву означало
приношение на землю жизненного огня.
У
индейцев существует немало мифов о собаках. Причем мифов самых разнообразных,
которые, правда, можно объединить в две группы: размножение человека и
путешествие по миру мертвых. Согласно одному из них, из первой группы, солнце,
когда ухаживало за женщиной, превратило ее в собаку. По другой версии мифа,
человеческое существо появилось после того, как женщина была оплодотворена
собакой. Нельзя не вспомнить и миф о близнецах, воплощение которого часто
встречается на древней иконографии. И мать, и сами близнецы зачастую
изображаются в образе собаки с двумя одинаковыми щенками. Это же трио занимает
место одного из созвездий в зодиакальном круге, соответствуя Рыбам. Видимо,
этот элемент и является связующим со второй группой мифов о собаках.
О собаке как "связнике" между мирами
говорится и в эпосе майя-киче "Пополь-Вух". Согласно тексту, собачка
перевозит душу умершего в страну предков, помогая ему перебраться через реку
гноя и другие препятствия. Легенда "Шуок" современных индейцев чолей
также повествует о собаке - посреднике между мирами. Крестьянин отправляется на
поиски сбежавшей со священником жены, но его обманом посылают искать смерть. В
горах он встречает свою уже умершую собаку по имени Шуок, которая помогает в
поисках и благополучно перевозит его в страну мертвых и обратно, соблюдая
необходимые меры предосторожности. Человек должен крепко держаться за собачьи
уши и не открывать глаз - иначе он навсегда останется в преисподней. Пес же по
дороге рассказывает седоку об опасностях, которые встречаются им на пути.
Любопытно, что сам процесс перемещения между мирами описан в легенде весьма
детально, как-то перекликаясь с "Пополь-Вух", но результат всех этих
действий, в общем-то, остается маловразумительным.
|