В
мезоамериканской археологии подобный объект ["тайник"] считается
достаточно типичным. Древние индейцы, начиная с самых ранних времен и вплоть до
появления испанцев, регулярно закладывали всевозможные "тайники" -
культовые предметы, спрятанные с непонятной для нас целью в укромных ямках.
Одиночные
глиняные фигурки, датируемые 2300 годом до н.э., были обнаружены в тайниках
Сохапилко в долине Мехико. После 1500 года до н.э. подобные тайники появились
повсеместно и в больших количествах; археологи связывают это с развитием
оседлых постоянных поселений. Таким образом, появление тайников можно
расценивать как желание коллектива закрепить за собой определенную территорию
путем создания своеобразного "информационного пространства" - то есть
символического или даже магического включения этой территории в собственную
модель мира.
Подобный
тайник, относящийся к 1500-1000 годам до н.э., был обнаружен в древнем центре
сапотеков Сан-Хосе-Моготе. Четыре фигурки были помещены в специальную ямку под
полом пристройки или навеса дома. Вместе они представляли собой некую
композицию, о смысле которой мы можем только гадать. Три персонажа стояли со
сложенными на груди руками (левая поверх правой), чуть приподнятыми головами.
Четвертый сидел скрестив ноги и опершись руками на колени. При этом все четверо
как бы глядели вверх, а рты были приоткрыты, как если бы они что-то говорили или
молились.
В
Ла-Венте был обнаружен так называемый "тайник 4", датируемый 800-300
годами до н.э. Он располагался к северу от главной пирамиды, посреди двух
вытянутых построек, формирующих поле для игры в мяч... В тайнике находились 16
фигурок, которые воплощали глав родов племени, собравшихся на совет у шести
нефритовых стел, покрытых иероглифическими знаками. Тонкие вертикальные стелы
наподобие странных длинных столбов не имели аналогов среди археологических
памятников. В композиции они были выставлены по оси юг-север. Один, явно
главный, персонаж был поставлен спиной к столбам, тогда как справа от него,
также по оси юг-север, располагались еще четыре фигурки, стоящие друг за другом
лицом на север. Остальные 11 выстроились полукругом с западной стороны композиции.
В
конце 90-х годов неожиданно удалось обнаружить аналог странным столбам из
тайника Ла-Венты. Причем в довольно далеко расположенном от ольмекских земель
месте - в Куикуилко, находящемся в долине Мехико. Куикуилко - это, пожалуй,
самая древняя и уникальная пирамида в Мексике. Она была построена в виде
раковины-спирали, на которой располагалось сооружение, условно названное
алтарем. Судя по количеству обнаруженных сверху, одна над другой, построек,
пирамида использовалась в течение чрезвычайно долгого времени, пока извержение
вулкана не залило лавой земли вокруг нее и не вытеснило окрестное население.
С
южной стороны от пирамиды Куикуилко мексиканский археолог Марио Перес Кампа
совсем недавно обнаружил странную стелу, которую до того принимали за небольшой
"столб". Добравшись почти до основания "столба", оказавшегося
четырехметровым, Марио Перес Кампа достиг, по всей видимости, нижнего
культурного горизонта, предположительно датируемого по крайней мере 1000 годом
до н.э. Но нетолько величина и дата делают эту стелу уникальной. Она-то и стала
единственным аналогом столбов-стел из ольмекского святилища!
Во-первых,
сама форма стелы наводила на мысль о граненом базальтовом столбе вулканического
происхождения - именно из таких базальтовых столбов сложено культовое
погребальное сооружение в Ла-Венте, где найдены останки двух детей. Оно
расположено к северу от мозаичного ягуара. Во-вторых, столб из Куикуилко покрыт
такими же знаками, как и те, что передают структуру племени на мозаичном
изображении ягуара, которое, в свою очередь, расположено на дороге смерти между
тайником и погребальным сооружением.
Все в
том же штате Табаско, в районе Манати, отмечены случаи захоронения скульптурных
человеческих изображений. При этом соблюдался весь обрядовый комплекс человеческих
погребений, который реконструируется по косвенным деталям. Вместе с тем, было
бы неверно утверждать, что речь идет лишь о погребенных скульптурах, - здесь
присутствуют также захоронения людей и животных. Однако основное значение, судя
по всему, придается именно имитации погребального обряда. Археологи
рассматривают этот центр как место ритуальных подношений.
События
происходили в далекие ольмекские времена. Радиоуглеродный анализ, полученный из
дерева скульптуры ¦2, дает возраст примерно 3300 лет, что приблизительно
соответствует 1300 году до н.э.
Район
Манати (Табаско) расположен на противоположном от городища Сан-Лоренсо берегу
реки Чикито. Археологический комплекс примыкает к подножью холмов,
возвышающихся посреди болот и находящихся в непосредственной близости от бьющих
из-под земли источников. Памятник уникален еще и тем, что совершенно неожиданно
для местных климатических условий, во влажной тропической жаре, сохранились
такие материалы, как дерево, веревки и органика. Сначала было найдено три фигуры,
затем еще шесть целых скульптур и голова от седьмой.
Две
фигуры были захоронены по отдельности. Причем одна из них оказалась зарытой
вниз головой прямо у подножия холма.
...племенное деление было определенным образом связано
со сторонами света - приблизительно так, как об этом записано в текстах майя
или изображено на пиктографических кодексах науа. Каждой из четырех фратрий
соответствовало в географическом пространстве свое направление: юг, север,
запад или восток. А каждое из направлений символизировал определенный цвет.
Причем у майя, астеков и сапотеков, формально сохранявших четырехчленную племенную
структуру, эти цвета распределялись между сторонами света по-разному, и потому
предлагать без дополнительных доказательств какую-либо цветовую версию для
ольмеков было бы преждевременно.
|