Как
свидетельствуют археологи, в те далёкие времена местность вокруг этого
величественного города, расположенного на северо-востоке от долины Мехико
(всего в 50 километрах от современной столицы Мексики), была отнюдь не столь
уныла, как нынче. Горные склоны были покрыты густыми лесами, а саму небольшую
долину Теотиуакана пересекали небольшие ручейки и речки, делая её плодородной и
привлекательной для жизни.
Однако
когда в XIX веке Теотиуакан обнаружили археологи, открывшееся зрелище можно
было описать словами исследователя древних индейских городов Дж.Стеченса:
"Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль:
мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда
он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило
причиной его гибели". Как пишет крупнейший специалист по древней
американской археологии В.И.Гуляев: "Теотиуакан погиб за много столетий до
прихода европейцев в Америку, поэтому мы и по сей день не знаем имен его
правителей, философов, поэтов и художников, языка, на котором говорили его
жители, и даже подлинного названия этого великого города..." Дело в том,
что Теотиуаканом, или "обителью богов", называли его астеки, сохранившие
в своих преданиях восхищение великолепием и блеском некогда могущественной
столицы.
Известно,
что Теотиуакан возник около 300 года до н.э., то есть одновременно или вскоре
после великой календарной реформы ольмеков, утвердившей в Мезоамерике переход к
солнечному календарю.
Кем
были первые поселенцы? Какое учение они несли? Каким богам поклонялись? Откуда
и куда вела устремлённая на север, к семи мерцающим «домам-пещерам» - звёздам
Большой Медведицы – главная улица города, называвшаяся Дорогой Мёртвых?
Известно немного. Во-первых, плодородная долина Теотиуакана находилась на
пересечении многих торговых путей. А во-вторых, поселение возникло рядом со
священной пещерой, внутри которой находился источник "девственной"
воды (позже, правда, пересохший) и был захоронен некий предок. Вместе с тем
четкая застройка и правильная сеть улиц свидетельствуют об изначальном наличии
"плана генеральной застройки" города, который не нарушался на
протяжении тысячи лет его существования.
В городе находились культовые сооружения, дворцы,
административный центр, рынок и свыше 2000 жилых комплексов. Все это свидетельствовало
о наличии в Теотиуакане сильной централизованной власти. В городе существовала
как светская, так и военная знать, жрецы, многочисленные торговцы, ремесленники
и общинники. Жрецы являлись хранителями научных знаний, в том числе медицинских
и астрономических. В число ремесленников зачастую входили переселенцы из других
районов Центральной Мексики. Кормили Теотиуакан земледельцы, которые
разработали сложную ирригационную систему и использовали искусственные огороды
- чинампы. В период наивысшего расцвета и могущества влияние Теотиуакана
прослеживалось по всей Мезоамерике. Торговая и военная экспансия продвигалась
во всех направлениях - на север, на юг в Оахаку и на юго-восток вдоль побережья
Мексиканского залива.
|