После
того как один "срезанный” угол был восстановлен, удалось, накладывая копию на
оригинал, найти такое положение, чтобы восстановился узор и второго
"срезанного” угла. После этого символы крышки "дополнили” свои зеркальные
отображения. В результате на краю крышки появились различимые картинки. В три
приема были расшифрованы эти символы.
Следующим
шагом стал систематический поиск новых значимых символов, расположенных по краям.
На всех четырех краях крышки из Паленке их было найдено 26.
История
этих поисков указывает, что, очевидно, подобные сюжеты могут быть найдены и на
внутренней резьбе, если применить метод дешифровки. Но те же самые сюжеты могут
быть представлены по-иному.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ
Стало
ясно, что изображения на крышке из Паленке содержат больше скрытой информации,
чем казалось, потому что проблемы, возникшие на первом этапе, все еще не были
разрешены, а значит, дешифровка была неполной. Пришлось снова изучать края
крышки, чтобы восполнить недостающее.
Теперь
я обратил внимание на предмет необычной формы рядом с носом персонажа одной
"камеи” на одном из краев. Конечно, я мог бы "исправить” дефект с помощью белой
краски, но использование краски было совершенно против правил. Зато у меня была
ацетатная копия. Я уже знал, что ее можно наложить на оригинал и что
использование "зеркальных образов” вполне допускается правилами игры.
Совместив
"камею” с ее зеркальным отображением, я увидел, что странная деталь исчезла.
Остались лишь две "камеи”, и головы, на них изображенные, соприкасались лбами и
носами (см. рис. А49).
Значит,
снова "дефект” был устранен. Но что я узнал полезного в этом случае? Пока
ничего.
Однако,
поглядев на центральную фигуру крышки, я обнаружил тот же самый дефект (см.
рис. А50). Теперь оставалось произвести аналогичную операцию: совместить носы
центральных фигур на оригинале крышки и на фотокопии.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЗЬБА
Центральная
фигура изображена с дефектом носа. По правилам дешифровки, следует устранить
дефект с помощью наложения ацетатной копии на оригинал в нужном месте.
После
этого стал явно различим силуэт "летучей мыши” (божество смерти у майя),
которая летит к зрителю в верхней части "композиции” и улетает от зрителя в
нижней ее части.
Летучая
мышь считалась божеством смерти во многих культурах, начиная с ольмекской. В
одном из захоронений в Монте Албан была найдена нефритовая фигура подобного
божества (см. рис. А51). Она датируется примерно 700 годом н.э.
ПЯТЫЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ
Помня
об изображениях летучей мыши, полученных на краях крышки на втором этапе, я
исходил из того, что символы по краям содержат те же скрытые изображения,
которые можно найти и внутри.
Я
нашел 26 таких символов по краям крышки, и одним из них была летучая мышь.
Теперь я отыскал ему соответствие в центральной части крышки. Оставалось найти
соответствие еще 25 таким символам. Пришлось продолжить поиски.
Следующей
моей темой была пара силуэтов, "смотревших” друг на друга. Совместив
изображение на оригинале с соответствующим изображением на копии, как
предписывали правила игры, я понял, что отыскал одного из персонажей, которых
недоставало еще на первом этапе дешифровки. Я нашел отсутствовавшего прежде
партнера из первой божественной пары, жившей в "раю” Ометеотль, которого не мог
отыскать во время первой интерпретации. Установление божественной пары
первотворцов повлекло за собой появление трех сцен из мифологии майя, посвященной
Созданию мира. В целом же эта работа навела меня на мысль, что, перемещая
ацетатную копию, можно получать и другие картинки, помимо полученного ранее
изображения божества — Летучей мыши.
В дальнейшем были быстро
выявлены 23 сюжета центральной части крышки, соответствующих аналогичным
символам "по краям. Один из наиболее значительных и сложных относится к
"сцене кончины Пакаля”.
|