Все
памятники монументальной скульптуры и архитектуры Древней Америки, начиная с
ольмеков и вплоть до астеков, были подчинены одной-единственной цели - передать
идею цикличного возрождения душ умерших. Считалось, что, умирая, человек отправлялся
к своим предкам, на далекую прародину, располагавшуюся в пещерах где-то на
севере.
Есть
немало свидетельств того, как индейцы майя поддерживали родовую связь "по
крови" между живыми и умершими. С ритуальным кровопусканием связан обряд
"нанизывания" на единую веревку - символ Млечного Пути и пуповины, -
известный по описанию францисканского монаха Диего де Ланды.
Современному
европейцу сложно понять схему наследования души по крови. В привычной нам
древообразной разветвляющейся системе родства родственники характеризуются
описательно, через отношение к жене или мужу. При этом с каждым поколением
дедушки все больше удаляются от внуков. У древних майя, как и у большинства
коренных обитателей Американского континента, был распространен совсем иной тип
брака, называемый иногда кросс-кузенным. Род представлял собой две постоянно
перекрещивающиеся линии двоюродных братьев и сестер, и таким образом все члены
рода имели единых общих предков, начиная с дедушек. Более того, через поколение
повторялись по женской линии и названия, которыми именовались эти родичи. Так,
например, дед по матери, брат жены и внук по дочери назывались одинаково: мам.
Это же слово означало и мифического прапредка майя. Словом кик, что буквально означает
"кровь", именовали бабку, сестру и внучку. Таким образом, можно представить,
как все мужчины рода, именовавшиеся мам, путем ритуального смешивания своей
крови протягивали живую нить связи между собой и далеким прародителем,
божественным Мамом. Этим актом как бы надстраивались и закреплялись все новые
звенья в цепи реинкарнационных воплощений - и одновременно эти звенья
заключались в некий замкнутый цикл.
Возрождение души у майя не связывалось ни с какими
названиями за грехи и носило нейтральный, чисто наследственный характер. Тело
умирало, а высвободившаяся душа отправлялась к прапредкам, чтобы получить в
нужный момент новое назначение. При этом вместе с душой рождающийся младенец наследовал
социальное положение, физический облик, психические характеристики и родовое
имя своего предшественника. У майя и до сих пор сохраняется память о
своеобразном обряде крещения, который назывался в древности капут сихил, что
означало "родиться снова".
|