Прочтение
в конце 80-х годов некоторых текстов на саркофаге, помимо основной информации,
привело нас к выводам о существовании захоронения некой дамы,
"близкой" правителю из Храма Надписей, по имени "Дева из рода
Гуакамайи".
Мы все
больше узнавали о таинственной даме, как вдруг, наконец, мексиканские археологи
обнаружили женское погребение, которое вызвало изумление у всех зарубежных
археологов, но не у нас.
Погребение
было найдено археологами Арнольдо Гонсалесом и Фанни Лопес в пирамиде храма,
который получил название Храм Красной Царицы, - женский скелет был буквально
засыпан киноварью. Самое поразительное, что пирамида с Храмом Красной Царицы
располагалась в непосредственной близости от Храма Надписей, буквально
примыкала к нему, составляя часть ансамбля. Вход в погребальное помещение
располагался с южной стороны, и к нему вели пять ступеней.
Расположенная
внутри пирамиды погребальная камера была почти полностью заполнена каменным
монолитным саркофагом прямоугольной формы. Размер саркофага составлял
3х2,10х1,10 м - то есть точно совпадал по размерам с саркофагом правителя.
Совершенно очевидно, что создавались саркофаги одновременно. Существенные
различия обнаруживались в декоре. Во-первых, верхняя крышка-панель не имела
никакого орнамента и размеры ее составляли 2,45х1,18 м. На крышке лежала
курильница, в нише были обнаружены три свистульки, а в углу камеры - три
сосуда, в которых, возможно, была пища. Не было росписей и на самом саркофаге.
С
восточной стороны в узком промежутке между стеной камеры и саркофагом был
обнаружен скелет женщины 35-40 лет и ростом 1,58 м. С западной стороны лежал
скелет мальчика 7-12 лет.
В
саркофаге, под слоем красной краски, оказалась женщина в вытянутом на спине
положении, головой на север. К моменту смерти ей было 35-40 лет. Ее рост
составлял 1,65 м, череп был деформирован, как это практиковалось у знатных
майя. Судя по некоторым антропологическим признакам, при жизни она обладала
плотной комплекцией.
Найденный
в захоронении инвентарь полностью подтверждает гипотезу ее царского
происхождения: богатые украшения (ручные и ножные браслеты, ушные вставки,
головные украшения), 1250 нефритовых пластинок, из которых некогда была сложена
погребальная маска. Здесь же, на теле и вокруг него, находились изделия из
нефрита, жемчуга, обсидиановые ножички, костяные иглы, раковины.
Итак,
погребение царицы стало вторым по богатству после погребения правителя. К нему,
как и в Храме Надписей, вела лестница, оба тела были помещены в каменные
монолитные саркофаги - практически уникальный случай для зоны майя. И в первом,
и во втором погребении были найдены сопровождающие захоронения. У обоих
присутствовали мозаичные маски и богатый инвентарь.
Захоронения
отличаются по следующим признакам. Если Храм Надписей был сооружен ради
погребения, то Храм Красной Царицы был приспособлен к погребению позже.
Погребальная камера и прочие сооружения во втором случае имеют более скромные
размеры, нежели в первом. Но самым важным отличительным штрихом является полное
отсутствие декора и каких бы то ни было надписей.
Обнаружение погребения таинственной дамы только
добавило загадок, связанных с ее происхождением. Дело в том, что перечисленные
характеристики, с одной стороны, подтверждают высказанное на основании анализа
текстов предположение о том, что у правителя была жена, претендовавшая на
власть и, возможно, убитая после его смерти. При этом, если допускать, что она
была законной супругой правителя, остается непонятным постоянное присутствие в
ее имени титула zac ch-up - "дева" иди "ненастоящая
женщина"... Какими бы ни были обстоятельства смерти таинственной дамы -
естественной или насильственной, - ее явно хоронили второпях, без полагавшейся
царице почета и уважения.
|