Авторы
приключенческих романов, и не только они, немало потрудились над созданием
образа "кровожадного, жестокого индейца", забывая об обычаях собственных
предков - ведь не секрет, что кровавые жертвоприношения практиковались
фактически у всех древних народов. По их представлениям, кровь и дыхание
являлись вместилищем души. Именно душа человека, освобожденная от тела,
отправлялась к богам и передавала им просьбы и молитвы людей. Таким образом,
то, что принято называть человеческим жертвоприношением, ни в коей мере не
свидетельствовало о какой-то "исключительной жестокости". Этот акт
рассматривался как послание избранного, лучшего из лучших, к богам - наподобие
Христа-Спасителя.
Появившись
в XVI веке в новом Свете, испанцы запретили эту, по их авторитетному
заключению, варварскую практику. Индейцы же не переставали удивляться
жестокости обитателей Старого Света, распявших Христа - а индейцы воспринимали
его именно как посланника к Единому Богу - без всякого наркотического снадобья
и причинивших ему невыносимые физические мучения. Кроме того, в древности
посланников к богам отправляли лишь в особо важные и сложные моменты.
Посланники должны были ходатайствовать о благополучии и предотвращении
бедствий. К богам отсылались как регулярные посланники (во время праздников),
так и чрезвычайные - по каким-то исключительным причинам: неурожай, засуха,
бедствие, эпидемия и т.д. Большинство жертвоприношений не предполагало
умерщвления человека. Это могла быть подносимая богам пища, или животные, или
же просто ритуальные курения копала или пома - смол наподобие ладана.
К
экзотическим, но не смертельным способам общения с божественными прапредками
можно отнести известный у майя "обряд нанизывания", который Ланда
расценивал как вариант принесения в жертву собственной крови: "В одних
случаях они приносили в жертву собственную кровь, разрезая уши лоскутками... В
других случаях они протыкали щеки или нижнюю губу, или надрезывали части своего
тела, или протыкали язык с боков и продевали через отверстие соломинку с
величайшей болью. Или же надрезали себе крайнюю плоть, оставляя ее как и уши. В
других случаях они делали бесчестное и печальное жертвоприношение. Те, кто его
совершали, собирались в храме, где, став в ряд, делали себе несколько отверстий
в мужских членах, поперек сбоку. Сделав это, они продевали сквозь отверстия
возможно большее количество шнурка, сколько могли, что делало их связанными и
нанизанными. Затем они смазывали кровью всех этих членов демона".
Другим
способом жертвоприношений известен, например, "Колодец жертв" в
Чичен-Ице, куда сбрасывался связанный посланник, и, если богам было угодно, они
возвращали его в течение трех дней. История сохранила лишь один случай такого
"возвращения". Некий Хунак Кеель, сброшенный в воду и чудом (или же в
результате заговора) спасшийся, стал править Майяпаном от имени богов,
претендуя на гегемонию уже во всем Юкатане. Отправляли к богам юношей и
девушек, по преимуществу девственных - за этим следили специально. Жрецы
считали важным сохранение чистоты "души-крови", к тому же необходимо
было исключить постороннее влияние.
...практиковалось
также вырывание сердца еще "живым". Этот способ также описан Диего де
Ландой: "Они делали во дворе храма большой курган из камней и клали
человек или собаку, которых должны были принести в жертву, на что-либо более
высокое... Связанную жертву, брошенную с высоты на камни, схватывали служители
и с большой быстротой вырывали сердце. Несли к новому идолу и подносили ему
между двумя блюдами. Подносили дары из пищи. В этот праздник старухи селения,
избранные для этого, танцевали, одетые в особые одеяния. Они говорили, что
спускался ангел и принимал это жертвоприношение". В некоторых случаях уже
мертвое тело сбрасывали с лестницы пирамиды, чтобы оно скатилось по ступеням
вниз. Специальные служители подбирали его и сдирали всю кожу целиком, кроме
кистей рук и ступней. Эти части тела забирал жрец, поскольку они не могли
находиться в послетрапезном захоронении. После чего жрец, раздевшийся догола,
надевал на себя эту кожу и участвовал в коллективных торжествах.
Головы,
в случае если принесенный в жертву был членом общины, тоже забирались жрецами.
Надо заметить, что отрезание головы относилось к самым архаическим способам
принесения жертвы, о чем свидетельствуют самые ранние мезоамериканские
монументальные изображения. Отчасти это связано с тем, что знак, передающий
глаз и на языке майя читавшийся ич, обозначал еще и понятия "голова",
"душа", "плод", которые становились как бы тождественными.
Если же в жертву приносились пленники, то с их головами поступали иначе.
Например, их могли высушивать, вынимая особым способом кости черепа, затем, уже
маленькими, головы подвешивались к поясу победителя. От пленников оставляли
челюсти и берцовые кости.
Другой способ отправления посланника относился к
разряду кровопусканий и боле всего напоминал ритуал распятия Христа. Уходящего
к богу (мужчину или женщину) привязывали к столбу и начинали наносить раны
копьем или стрелами, чтобы извлечь кровь. Кровь должна была "дымясь"
вытекать из тела - это считалось высвобождением души. Если же кровь
сворачивалась, то душа оказывалась взаперти. Для того, чтобы облегчить
страдания жертвы, использовалось наркотическое питье и даже гипноз. Да и весь
обряд, сопровождавшийся специальными песнопениями и ритмическими танцами,
производил на всех участников завораживающее (фасцинирующее) воздействие.
Отправлявшийся к богам считался не страдальцем, а достойнейшим героем,
отказавшимся от личного ради общественного.
|