Ответ на этот вопрос пытаются получить все народы, но делают
это по-разному. Своя традиция существует до сих пор и в штате Оахака, в древнем
городе Митла.
Предполагается,
что название Митла происходит от слова науа миктлан - "Страна
Мертвых". К 750 году Митла становится одним из важнейших
городов-государств долины Оахаки. При планировке этого сакрального центра,
возникшего на несколько столетий раньше, в первую очередь учитывались особенности
рельефа местности. Можно даже предположить, что место для города выбиралось по
особым признакам - как и для Теотиуакана. Не случайно территория города
почиталась как место "отдохновения предков". Ритуальный центр возник
на реке Митла, которая протекает точно с востока на запад, аналогично реке,
пересекающей Теотиуакан. Все постройки ориентированы по оси юг-север - от
проф
... Читать дальше »
Около
500 года до н.э. на высоте 2000 м над уровнем моря был основан город
Монте-Альбан. Очень скоро он подчинил себе всю долину Оахаки, превратившись в
политическую столицу и крупнейший религиозный и торговый центр сапотеков.
Достаточно сказать, что площадь города превышала 40 км2, а его население
в лучшие времена составляло около 25 тысяч человек. Одним словом, Монте-Альбан
представлял собой типичный мезоамериканский город-государство. Благоденствию
города способствовало обилие плодородных земель, древесины, воды, глины,
сланца, соли и известняка. Монте-Альбану подчинялись такие второстепенные
центры в долине, как Сан-Хосе-Моготе, Дайнсу, Халиеса и другие, с населением
2000-3000 человек. В это время правители Монте-Альбана завоевали целый ряд
областей за пределами Оахаки и контролировали торговлю между центральной
Мексикой и Тихоокеанским побережьем. Монте-Альбан в качестве крупнейшего
столичного це
... Читать дальше »
Цивилизация
сапотеков и их постоянных соседей-соперников миштеков возникла в I тысячелетии
до н.э. и просуществовала около двух тысячелетий на землях современного
мексиканского штата Оахака.
Оахака
расположена на стыке важных торговых путей, связывающих центральную Мексику с
южными районами.
Городские
центры здесь стали возникать практически одновременно с ольмекскими,
расположенными не так далеко - на расстоянии всего около 400 км, правда, через
горные хребты. Одной из пока необъяснимых загадок возникновения цивилизаций в
Мезоамерике остается факт одновременного становления однотипных культур в Оахаке
и Табаско. Кто были те цивилизаторы, которые почти одновременно принесли
практически одни и те же знания ольмекам и сапотекам? При этом знани
... Читать дальше »
Наконец
мы выходим из южной части ансамбля и движемся вверх по Дороге Мёртвых, на север
– в сакральную часть Теотиуакана. Примерно посредине более чем
четырехкилометрового проспекта с восточной стороны возвышается огромная
Пирамида Солнца. Именно она и является ключевым сооружением всего города. Прямо
под ней находится естественная пещера, ориентированная с запада на восток, с
легким отклонением к северу - практически перпендикулярно Дороге Мертвых. Таким
образом, можно было как восходить на пирамиду к Хруму Солнца, поднимаясь с
западной стороны, так и спускаться под нее вниз, где прямо под центром тоннель
расширялся, образуя подобие небольшой комнаты. Направления тоннеля пещеры и
главной лестницы пирамиды совпадали. Тем самым создавалось некое зеркально
отражённое пространство: или к солнцу, или под землю, - что воплощало идею
двойственности мира, дня и ночи, жизни и смерти.
Итак,
в южной – профанной – части города располагался административный центр,
состоявший из множества построек, размещённых на единой платформе. Самым
известным строением этой [профанной] части города (юго-восточный сектор)
считается Храм Кетцалькоатля, заложенный около 200 года н.э. и впоследствии не
раз перестраивавшийся. Это здание было выстроено на пирамидальном основании из
шести платформ и украшено скульптурными изображениями Пернатого Змея и бабочек.
От самого храма практически ничего не сохранилось - только основание. Поэтому
особую ценность представляют находки, обнаруженные при раскопках платформ, -
прежде всего это многочисленные скелеты в сопровождении специфического
инвентаря.
Погребения
находились как внутри, так и с наружной стороны сооружения и датировались
150-200 годом, то есть люди умерли или были умерщвлены
... Читать дальше »
Основные сооружения
центральной части города были выстроены вдоль центрального, ориентированного с
юга на север проспекта - так называемой "Дороги Мертвых". Как и
создатели Ла-Венты, строители Теотиуакана воплотили в архитектуре поэтапную
идею перехода от профанной (южной) части городского пространства к сакральной
(северной). Причем сакральная часть находилась на некотором возвышении по
отношению к профанной - таким образом, Дорога как бы вела вверх, на небо. Надо
заметить, что ось, которой следовала Дорога Мертвых, отклонялась от севера на
17о к востоку. Есть несколько вариантов объяснения этой
"неточности" древних планировщиков, однако истинные причины такой
ориентировки продолжают оставаться тайной.
Как
свидетельствуют археологи, в те далёкие времена местность вокруг этого
величественного города, расположенного на северо-востоке от долины Мехико
(всего в 50 километрах от современной столицы Мексики), была отнюдь не столь
уныла, как нынче. Горные склоны были покрыты густыми лесами, а саму небольшую
долину Теотиуакана пересекали небольшие ручейки и речки, делая её плодородной и
привлекательной для жизни.
Однако
когда в XIX веке Теотиуакан обнаружили археологи, открывшееся зрелище можно
было описать словами исследователя древних индейских городов Дж.Стеченса:
"Разрушенный город лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль:
мачты его потеряны, название стерлось, экипаж погиб, и никто не знает, откуда
он шел, кому принадлежал, как долго длилось его путешествие, что послужило
причиной его гибели". Как пишет крупнейший
... Читать дальше »
Это одна из самых хитрых
загадок мезоамериканской истории. Складывается странная картина некой
предначертанности судьбы этого народа. В III тысячелетии они пришли неизвестно
откуда, выполнили свою историческую и культурную миссию и к началу нашей эры
вдруг исчезли. Однако ольмеки успели оставить богатое научное наследство. К
концу I тысячелетия до н.э. они осуществили реформу календаря (переход от
лунного к солнечному), приурочив ее к прецессионному переходу из Овна в Рыбы.
На основе традиционной идеографии создали морфемно-силлабическое письмо.
Разработали религиозно-идеологическую концепцию, которая накануне новой эры
начала бурно распространяться по всему мезоамериканскому региону: в
Теотиуакане, у сапотеков, у майя. Эта концепция воплощалась не только в сюжетах
росписей, но и в п
... Читать дальше »
Рельефные
и живописные панно в пещерах, удаленных иногда на сотни километров от Табаско,
- это еще одна загадка ольмеков.
Чалькацинго
- так называется местность в 130 км к юго-востоку от Мехико (или к
северо-востоку от древних ольмекских центров), где были обнаружены наскальные
изображения. Барельефы были выполнены на скале Серро-де-ла-Кантера, откуда
прямо на север открывается вид на сияющий снежными вершинами вулкан
Попокатепетль.
Рельефы были обнаружены еще в 1932 году, но лишь
недавно специалисты установили их явно ольмекское происхождение. По
многочисленным предметам, обнаруженным рядом с рельефами, был опре
... Читать дальше »
Скульптурные
монументы, получившие это условное название, можно рассматривать как
«упрощённые алтари».
Фигуры
10 и 52 из Сан-Лоренсо представляют собой сидящих персонажей. Однако их лица
сочетают черты человека и ягуара: узкий разрез глаз с опущенным внутренним
углом, широкий нос и, самое главное, характерный рот в виде крупного полуовала
с опущенными вниз и чуть расходящимися в стороны концами губ. Другой
отличительный предмет – это головной убор. Намеренно массивный, тяжёлый, с
выступающими, нависающими полями, что делает его сходным с плоской панелью,
покрывающей «алтари». Свисающая подвеска в районе ушей бывает скорее похожа на
знак ступеней, что символизировало спуск в преисподню.