В
1873 году Огюст де Плонжеон, сын французского флотоводца, прибыл в Мериду с
молодой женой-англичанкой. Оттуда, освоив местный диалект майя, он отправился в
Чичен-Ицу. В то время северный Юкатан был занят большими плантациями, и
латифундисты обращались с коренными жителями, почти как с рабами в их
собственной стране. Так как Плонжеон был человеком добрым и говорил на их
родном языке, местные майя были готовы, по крайней мере отчасти, посвятить его
в свои обычаи. Он, как в свое время Брассер де Бур-бург, был убежден, что
индейцы майя частично сохранили утраченное высшее знание, касающееся магии.
Осматривая руины в Чичен-Ицы, француз на стене одного из зданий нашел иероглиф,
содержащий слово "Чак-Мул”, и указание, где надо копать, чтобы найти
изображение указанного существа. Дойдя до глубины примерно в ... Читать дальше »
Путешествие
в Мексику оказалось намного полезнее, чем я ожидал. Теперь я чувствовал, что
подошел вплотную к пониманию тайн майя. Из рассказов дона Хосе явствовало, что
культ гремучей змеи играл исключительно важную роль в их религии. Но мне
казалось, что он смотрит на все это со слишком земной точки зрения, что дело не
только в этой рептилии и должны быть в этой религии какие-то элементы,
связанные с космосом. Ведь недаром майя были прекрасными математиками и
астрономами. Думается, именно их интерес к небу, прежде всего, лежал в основе
их веры в Кецалькоатля, или в "Оперенную змею”. Я был удивлен, когда в Паленке
наш гид сообщил, что майя наблюдали за созвездием Орион, которое почти всегда
видно в этих широтах.1 Впрочем, их интерес к Ориону, видимо, носил
второстепенный характер по сравнению с их вниманием к Плеядам2
... Читать дальше »
Наш
разговор начался с трго, что дон Хосе (как я буду называть его в дальнейшем)
сообщил, что в основе древней религии майя лежало почитание гремучих змей. Что
это справедливо, хотя бы частично, видно по множеству скульптурных изображений
змей, причем с хвостами именно как у гремучей змеи, в разных городах майя. Но
этот культ имел более глубокие корни, чем можно было себе представить на первый
взгляд, да и не всякая гремучая змея могла стать предметом почитания.
По-видимому, это, прежде всего, относилось к виду Crotalys durissus durissus, который индейцы называют "Ахау кан” —
"Великой царственной змеей” (см. рис. 38). Данный вид встречается только
... Читать дальше »
На
такси я добрался до пригорода, когда наступил вечер. Хосе Диас Болио
приветствовал меня у дверей своего дома. Как выяснилось, ему уже за 80; при
этом он сохранил ясность и живость ума и очень охотно согласился поговорить со
мной о происхождении культуры майя. Около 50 лет он изучал их искусство и
архитектуру, но неортодоксальным методом. За свою долгую жизнь этот человек
успел побывать и солдатом, и поэтом, и музыкантом, и археологом. Все эти
профессии как-то подходили ему, и я вполне мог представить его молодым
человеком — участником революционных войн, которые долгие годы сотрясали
Мексику. Железная воля и решимость, сослужившие этому человеку хорошую службу в
трудные годы, не изменили ему и теперь. Передо мной был человек, обладающий
знанием и мудростью, повидавший мир, не боявшийся теперь предстать перед
вечностью.
Чичен-Ица,
город древних майя, был, очевидно, основан в одно время с Ушмалем, в
постклассический период10. Однако в X веке Юкатан был захвачен тольтеками. Согласно легенде,
рассказанной испанцам в 16-ом столетии, был бог и царь по имени
Топилцин-се-Акатль, который принял имя Кецалькоатля, или Кукулкана. Очевидно,
это тот же самый царь, который упоминается и в ацтекской легенде; некогда он
правил тольтеками в Туле, но был изгнан оттуда соперником Тецатлипокой
("Дымящееся зеркало”). Легенда говорит, что изгнанный был миролюбивым вождем,
оставившим свой дом и основавшим новую столицу в Чичен-Ице. Диего де Ланда
писал:
Теория
Коттерелла о связи солнечных циклов и мифологии майя подкупала своей простотой
и универсальностью. Неужели майя, живя в условиях, которые мы сейчас
приравниваем чуть ли не к каменному веку, могли так точно знать циклы появления
солнечных пятен и отразить в своих мифах какой-то катаклизм, приведший, ни
много, ни мало, к исчезновению рода человеческого? Могли ли они, в самом деле,
с помощью священных чисел, астрологии, снов предсказывать будущее? Все эти
вопросы теперь настолько занимали меня, что я понял: надо самому отправиться в
Мексику, чтобы найти ответ на них. Интересовали меня не столько руины этой
исчезнувшей цивилизации, сколько духовная атмосфера, в которой жили майя, и, по
возможности, какие-то свидетельства эзотерической стороны их религии. Я начал
понимать, что все это, так или иначе, связано, прежде всего, с учением
... Читать дальше »
После
посещения Музея человечества Коттерелл понял, что от профессиональных
археологов помощи ждать не приходится, но все же считал возможным хотя бы
обсуждать с ними интересовавшие его проблемы. Прибыв в Мехико, он безуспешно
пытался встретиться с директором музея Темпло Майор ("Большого храма”), бывшем
тогда в заграничной командировке. Однако после телепередачи и статей в газетах
о Коттерелле директор вдруг вернулся, и встреча их состоялась.
Если
в Музее человечества Коттереллу оказали ледяной прием, то в Мехико встреча
прошла бурно. Директор музея оказался коренастым толстяком, чья испанская
внешность придавала ему сходство с конкистадором. По-английски он говорил не
о
... Читать дальше »
Это
был обычный февральский день. В Мехико-сити, одной из крупнейших столиц
планеты, царила обычная суета, какая бывает в часы пик. В одном из богатых
пригородов Мехико-сити подруга жены президента включила телевизор. В студии в
это время сидели две женщины, ожидая окончания рекламной паузы. Обеим было на
вид лет 25—30, обе были также модно одеты, как любая американка или европейка на
телевидении. Но несмотря на этот налет модерна, видно было, что они —
представительницы народов, много переживших. Одна из девушек
Ьыла
явно испанского происхождения. Ее переводчица и помощница, как нетрудно было
понять по ее внешности, принадлежала к индейцам майя. Гостем же их студии был
М
... Читать дальше »
О
существовании Музея человечества знают немногие, даже из лондонцев.
Расположенное на глухой улочке позади Пиккадилли, это здание напоминает скорее
старинный колледж, нежели отделение Британского музея. Но внутри там просторно,
а убранство просто великолепно, словно это здание строилось для джентльменского
клуба или дипломатического представительства. По обе стороны от главной
лестницы стоят две копии с больших скульптур майя18, словно
приглашая посетителей наверх, где начинается осмотр. Там хранится много
разнообразных предметов этнографического искусства, но до недавнег* времени (до
октября 1994 года) почти не было экспонатов с Американского континента. Этот
Именно
числа, связанные с циклами пятнооб-разовательной деятельности Солнца, прежде
всего 1 366 040, привели Коттерелла в Паленке, но после визита в этот древний
город направление его интересов изменилось. Теперь не цифра 1 366 560,
связанная с "рождением Венеры”, а мрачная усыпальница Пакаля занимала его
мысли. Коттерелл все думал о крышке саркофага с ее странными рисунками.
Исследователь уже был уверен, что это не просто украшение, а, если угодно,
послание будущим поколениям. Он уже установил связь главных фигур с солнечными
эпохами и не сомневался, что угадал правильно. Вместе с тем ему не давала покоя
мысль, что он лишь приступил к разгадке, что во всем этом должен быть иной,
эзотерический смысл. Теперь Коттерелл занялся уже не центром крышки, а ее
краями.