Памятники
ольмеков, которые долгое время условно назывались алтарями для
жертвоприношений, вряд ли напрямую выполняли эту ритуальную функцию в привычном
для нас понимании. Почти все серьезные исследователи, занимавшиеся изучением
этих скульптур, независимо друг от друга пришли к выводу о том, что воплощенный
сюжет передает идею "выхода человека из пещеры" и что этот выход так
или иначе связан с идеей возрождения и бессмертия. В литературе подобный тип
ольмекских памятников именуются и алтарём, и монументом, и стелой.
Наиболее древний ольмекский «алтарь» датируется
1150-1000 гг. до н.э. Он был установлен на вершине невысокой искусственной
пирамиды в Сан-Лоренсо.
Еще
одной загадкой этой цивилизации является обилие среди болот монументальных
памятников, изготовлявшихся из крупных монолитов. А ведь эти монолиты
приходилось перемещать на сотни километров, не имея тягловых животных и хороших
дорог! Изготовление памятников монументальной скульптуры было сопряжено с
доставкой каменных глыб волоком из ближайшего базальтового горного массива.
Задача была хоть и трудной, но вполне осуществимой в местах концентрации
рабочей силы.
Как
известно, все ранние цивилизации тяготеют к избыточной монументальности. При
этом современный человек мучается загадкой: как и зачем переносились на такие
большие расстояния эти неподъемные глыбы? Этот вопрос возникает при виде фигур
острова Пасхи, платформы Баальбека, египетских монументов. В этот же ряд мы
помещаем и каменные памятники ольмеков - гигантские головы
... Читать дальше »
Нетрудно заметить, что
головные уборы на гигантских головах разные. Так, например, на голове 10 из
Сан-Лоренсо надет как бы шлем из нефритовых пластинок. Подобные уборы носили
позже правители майя, например, в знаменитом Паленке. Головные уборы 3 и 4 из
Сан-Лоренсо содержат элемент из четырёх витых верёвок, что является уже
указанием на родовую структуру племени и прямую связь по крови между предками и
потомками. На некоторых головах (например, монумент 1 из Ла-Венты) хорошо
различим графический элемент «пещеры». Головные уборы других (монумент 1 из
Ла-Венты; головы 1, 2, 6 из Сан-Лоренсо и др.) графически напоминают знак ... Читать дальше »
Обнаружение
первых огромных каменных голов в болотистой сельве произвело научную сенсацию.
Для
всякого уважающего себя искателя Атлантиды нет сомнений в том, что каменные
головы являются портретами жителей некогда исчезнувшего легендарного материка.
Поклонники инопланетян с не меньшей уверенностью утверждают, что это головы
космонавтов в шлемах. Но есть и такие, кто обнаруживает в чертах губастых лиц
явные признаки негроидности. Таким образом, мы получаем некий собирательный
образ негра-инопланетянина, а цивилизация ольмеков сразу переходит в разряд не
просто "загадочных", а даже "таинственных". Тем не менее,
уже не раз было показано, что антропологические черты голов вполне
соответствуют чертам местного населения и характеристикам изобразительного
стиля ольмеков.
Городская
планировка представляла собой серию построек на платформах вдоль осевой дороги,
ориентированной с юга на север. Платформа как универсальный элемент
мезоамериканской культуры имела двойное значение: во-первых, это был способ
спасения от воды и сырости и, во-вторых, они символически отделяла мир живых от
мира мертвых.
Одним из наиболее изученных и долговечных ольмекских
городов является Ла-Вента. Его площадь составляла около 200 га, а население
независимых поселений оценивается в 18 тысяч человек. Планировка этого города
великолепно иллюстрировала "реинкарнационную" концепцию: главный вход
в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на
север, воплощавший место др
... Читать дальше »
Судя
по данным археологии, это были ритуально-административные центры, рассеянные по
всей территории и располагавшиеся чаще всего вблизи рек. Подобные ритуальные
центры принято называть протогородами. Поселения из рассеянных домохозяйств
соответствовали родоплеменной организации общества. Они не являлись составной
частью протогорода и могли располагаться на значительном от него удалении.
Поскольку известно несколько городских центров ольмеков, можно предположить,
что возникали они по принципу укрепления власти родовых вождей, тогда как
зависимые поселенческие общины должны были принадлежать тому же роду.
Любопытно, что известно около 10 археологических центров ольмеков. Четыре из
них, наиболее крупные, относительно равномерно расположены по территории
цивилизации вдоль побережья Мексиканского залива, на некотором удалении от
моря. Это (с запада на восток) Трес-Сапотес (500-100 гг. до н.э.),
Лагуна-де-лос-Серрос
... Читать дальше »
Долгое
время древняя ольмекская цивилизация оставалась для исследователей неуловимой.
Разрозненные ольмекские памятники приписывались то одной, то другой культуре
региона. И только в 30-е годы ХХ столетия мексиканский ученый Жорж Вайан заявил
о специфическом ольмекском стиле искусства, после чего начались активные
полевые работы в Табаско. Американские археологи М.Стирлинг и Ф.Дракер
представили материалы раскопок в двух крупных центрах - Ла-Венте и
Трес-Сапотес.
Однако
последовавшие за этим многочисленные открытия показали, что речь идет не о
специфическом стиле, а о новой, неизвестной цивилизации, предшествовавшей майя
и астекам. Именно тогда и появилась идея "материнской культуры",
согласно которой все мезоамериканские цивилизации возникли от ольмекской. Эту
концепцию на протяжении последних десятилетий активно разрабатывал
... Читать дальше »
Ольмеки,
как нетрудно догадаться, появились на побережье Мексиканского залива – на
территории современного мексиканского штата Табаско и южной части Веракруса.
Земли и сейчас, и тогда были здесь в основном болотистые, пересекаемые множеством
рек и лагун. Отсюда начинается путь внутрь континента по рекам Грихальва и
Усумасинта. С севера, у побережья, имеются небольшие горные массивы Туштла и
Серро-Синтепек. Они расположены в удалении от основных древних городских
центров. Настоящие горы начинаются ближе к границе со штатом Чьяпас – на юге.
Жаркий и влажный тропический климат этой болотистой равнины отличается
рекордным количеством осадков, что создаёт прекрасные условия для сбора до трёх
урожаев маиса и бобовых за год. Грозы поражают своей интенсивностью и мощью
электрических разрядов.
На
протяжении тысячелетий шло постепенное окультуривание растений, и в первую
очередь маиса.
Первые
свидетельства о появлении в Мексике признаков одомашнивания (доместикации)
маиса относятся к V тысячелетию до н.э. В IV тысячелетии в долине Теуакана,
расположенной неподалеку от Табаско, к северо-западу, распространяется ранее
маисовое земледелие. Точкой отсчета для перехода местных охотников и
собирателей от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлости и земледелию
становится жизнь в долине Теуакана в середине III тысячелетия до н.э. Однако
это были всего лишь общинные поселения, не имевшие очень сложной социальной
организации. О таком важном шаге, как появление государства, можно говорить
лишь в связи с возникновением цивилизации ольмеков во II тысячелетии до н.э. (а
по мнению некоторых - в III). Эта цивилизация просущест
... Читать дальше »