Индейцы
майя освоили в древности и продолжают населять области, охватывающие территории
южных штатов Мексики (Чьяпас, Табаско, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо),
Гватемалы, Белиза, севера Гондураса и Сальвадора. Этот ареал делится на три
четко различимых по климатическим и культурно-историческим особенностям
региона. Северная область - полуостров Юкатан, сформированный известняковой
платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек.
Единственные источники пресной воды - карстовые колодцы сеноты. Центральная
область включает южные мексиканские штаты, а также Белиз и гватемальский
департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие
естественными водоемами и пересекаемые крупными реками - Усумасинта, Мотагуа и
др. Здесь растут влажные тропические леса с богатым выбором съедобных плодов и
растений. В сельве водится множество животных, птиц и рептилий. Как и на
севере, здесь пра
... Читать дальше »
Всем
известны истории о внезапной смерти археологов после вскрытия некоторых
захоронений. Странная гибель Дениса Пьюлстоуна в 1976 году буквально потрясла
археологов-майянистов: при почти ясном небе, без грозы и дождя, его убило
молнией прямо на пирамиде в Чичен-Ице. (Хотя справедливости ради стоит заметить,
что не только археологи становятся жертвами малоизученных феноменов. За два дня
до нашего приезда в этом древнем городе майя и тольтеков от электрического
разряда погибли дети, торговавшие сувенирами на площади перед пирамидой.)
Индейцы
майя подарили Новому Свету такое изобретение, как лекарственная клизма. Она
использовалась и как очистительное средство, и как наиболее эффективный способ
введения лекарств и психоделиков, с помощью которых специальные колдуны
посещали иные пространства. Об этом удалось узнать из текстов на
... Читать дальше »
Ещё Святой Августин совершенно
справедливо заметил: "Чудо не противоречит законам природы, а только нашим
о них представлениям". То, что все "чудеса" или необычные
способности так или иначе связаны с психофизиологией человека (хотя понять
механизм их действия удается далеко не всегда), подтверждает простейшее
наблюдение: во все времена абсолютно все народы Земли проявляли одни и те же
"чудесные" способности. Сюда можно причислить такие феномены, как
прогнозирование будущего, чтение прошлого, видение параллельных событий,
целительское воздействие, общение с умершими, внерациональное воздействие
(порча и т.д.), нарушение связи с пространством (левитация, перемещение),
феноменальные способности (свечение, притягивание предметов, оперирование
числами и т.д.). Очень редко встречается что-
... Читать дальше »
Подлинная
сенсация ожидала археологов главном городе сапотеков Монте-Альбане. Здесь они
обнаружили немало покойников, в черепах которых еще при жизни были проделаны
высверленные или вырезанные отверстия. Захоронения с трепанированными черепами
отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а
сами жертвы древних нейрохирургических экспериментов относились к
представителям низкого социального статуса. В двух случаях продырявленная
голова была прикрыта большим глиняным блюдом. Монте-Альбан считается уникальным
в Мезоамерике местом по количеству прижизненных трепанаций, после которых люди
продолжали жить. (Хирурги и антропологи знают, что в случае удачной трепанации,
то есть когда пациенту удается не умереть, отверстие в черепе постепенно
закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же на черепе следов
заживления нет, это значит, что пациент скончался во время операции или вскоре
... Читать дальше »
Сапотеки
пользовались иероглифическим письмом, появившимся в 600-400 годах до н.э. Их
тексты можно встретить на стелах, на стенах погребальных камер и на мелких
предметах. Совершенно очевидно, что это письмо имеет общие мезоамериканские
корни, но задача его дешифровки пока не решена. Известно, что после завершения
"ползучего" захвата власти в Оахаке миштеками и падения Монте-Альбана
это фонетическое письмо вышло из употребления. Его сменила любимая миштеками
пиктография. Рисуночные книги, или кодексы, писались на сложенной гармошкой
"индейской бумаге" из коры фикуса. На листы накладывался специальный
грунт, а затем наносились рисунки. Эти книги представляли собой подлинные
произведения искусства. Основными темами сюжетов были отношения между знатными
родами, их происхождение и отчасти исторические события. Пока не найдено ни
одной более ранней сапотекской книги, и возможность такой находки маловероятна
из-за тог
... Читать дальше »
Сапотеки
пользовались общей для Мезоамерики системой счета и календарем, сочетавшим
архаический 260-дневный цикл с солнечным 365-дневным годом. Однако ориентировка
построек сапотеков, иногда весьма значительно отличающаяся от майяских, остается
загадкой.
Для
оахакских построек характерны три основные ориентировки.
Первая,
по оси восток-запад, главенствует в начале "ольмекского" периода, то
есть около 1300 года до н.э. Она следует направлению 82о-262о,
что соответствует отклонение в 8о от истинного севера.
Другое
направление по оси север-юг - приблизительно на 4о восточнее истинного
севера - появляется около 500 г
... Читать дальше »
Саачила
- это один из немногих индейских городов, которые существовали в Оахаке всегда
и не исчезли даже с появлением испанцев. При правителе Косихоэсе этот центр
даже претендовал на звание столицы.
В разных районах миштеки хоронили своих покойников по-разному.
Однако традиция захоронения в жилище или рядом с ним в целом сохранялась...
обычно мертвых клали на спину, а рядом помещали подношения, соответствующие
социальному статусу умершего. Однако пока неразгаданной остается тайна
покойников, повернутых "вниз лицом". Рядом с ними не клали никаких
предметов. Кто это были? Чужестранцы? Нарушители устоев? А может быть, колдуны,
бесконечность возвращений которых напуганные соплеменники пытались оборвать
... Читать дальше »
В
Оахаке, жили постоянные соседи-соперники сапотеков - воинственные миштеки,
правителям которых очень хотелось безраздельно властвовать в долине. И они
делали все возможное, чтобы осуществить свою мечту. Постепенное ослабление
власти Монте-Альбана, чему немало способствовали междоусобицы, привело в
650-75- годах к усилению второстепенных центров, таких как Саачила, Йагул и
Митла. После Х века они и вовсе объявили себя независимыми и начали проводить
самостоятельную политику. Катастрофически утрачивающая свое политическое
значение древняя столица Монте-Альбан продолжала сохранять свое население, но
неотвратимо превращалась в некий пантеон - "дом предков", который
использовался для захоронений знати, в том числе и миштекской.
Странным
памятником сапотекского искусства были... погребальные урны. Эти большие
фигурные сосуды появляются в истории Монте-Альбана не сразу, а только за 100
лет до н.э. Не случайно знаменитый испанский ученый Мигель Коваррубиас ставил
появление этого типа памятников в зависимость от привнесенной извне традиции
ольмекских мудрецов, которые... разработали к этому времени новый календарь и
новую религиозно-идеологическую систему.
Новая
религия принесла идею "божественного предка", оставшегося в далекой
северной пещере-прародине. Образ этого предка и запечатлевали древние сапотеки
в урнах, выполнявшихся в виде "сидящих фигур", которые помещались
внутри ниш в стенах погребальных камер. Сама ниша выполнялась в виде креста,
напоминая знак пещеры ольмеков. Внутри ставилась полая фигура сидящего со
скрещенными ногами человека с откры
... Читать дальше »
Особенностью
Йагула считается так называемый "дворец шести двориков". Это сложное
архитектурное сооружение представляет собой запутанный лабиринт вокруг патио и
примыкающих к нему помещений. Вход в комплекс расположен с южной,
"административной", стороны, тогда как в северную часть попасть
достаточно сложно.
Площадка для игры в мяч ориентирована по оси
запад-восток. С востока к ней примыкает комплекс, состоящий из храма и дворика
с четырьмя пирамидами и алтарем посредине. Под центральной частью дворика
помещено обширное погребальное помещение из трех комнат.