Обнаружение
первых огромных каменных голов в болотистой сельве произвело научную сенсацию.
Для
всякого уважающего себя искателя Атлантиды нет сомнений в том, что каменные
головы являются портретами жителей некогда исчезнувшего легендарного материка.
Поклонники инопланетян с не меньшей уверенностью утверждают, что это головы
космонавтов в шлемах. Но есть и такие, кто обнаруживает в чертах губастых лиц
явные признаки негроидности. Таким образом, мы получаем некий собирательный
образ негра-инопланетянина, а цивилизация ольмеков сразу переходит в разряд не
просто "загадочных", а даже "таинственных". Тем не менее,
уже не раз было показано, что антропологические черты голов вполне
соответствуют чертам местного населения и характеристикам изобразительного
стиля ольмеков.
Городская
планировка представляла собой серию построек на платформах вдоль осевой дороги,
ориентированной с юга на север. Платформа как универсальный элемент
мезоамериканской культуры имела двойное значение: во-первых, это был способ
спасения от воды и сырости и, во-вторых, они символически отделяла мир живых от
мира мертвых.
Одним из наиболее изученных и долговечных ольмекских
городов является Ла-Вента. Его площадь составляла около 200 га, а население
независимых поселений оценивается в 18 тысяч человек. Планировка этого города
великолепно иллюстрировала "реинкарнационную" концепцию: главный вход
в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на
север, воплощавший место др
... Читать дальше »
Судя
по данным археологии, это были ритуально-административные центры, рассеянные по
всей территории и располагавшиеся чаще всего вблизи рек. Подобные ритуальные
центры принято называть протогородами. Поселения из рассеянных домохозяйств
соответствовали родоплеменной организации общества. Они не являлись составной
частью протогорода и могли располагаться на значительном от него удалении.
Поскольку известно несколько городских центров ольмеков, можно предположить,
что возникали они по принципу укрепления власти родовых вождей, тогда как
зависимые поселенческие общины должны были принадлежать тому же роду.
Любопытно, что известно около 10 археологических центров ольмеков. Четыре из
них, наиболее крупные, относительно равномерно расположены по территории
цивилизации вдоль побережья Мексиканского залива, на некотором удалении от
моря. Это (с запада на восток) Трес-Сапотес (500-100 гг. до н.э.),
Лагуна-де-лос-Серрос
... Читать дальше »
Долгое
время древняя ольмекская цивилизация оставалась для исследователей неуловимой.
Разрозненные ольмекские памятники приписывались то одной, то другой культуре
региона. И только в 30-е годы ХХ столетия мексиканский ученый Жорж Вайан заявил
о специфическом ольмекском стиле искусства, после чего начались активные
полевые работы в Табаско. Американские археологи М.Стирлинг и Ф.Дракер
представили материалы раскопок в двух крупных центрах - Ла-Венте и
Трес-Сапотес.
Однако
последовавшие за этим многочисленные открытия показали, что речь идет не о
специфическом стиле, а о новой, неизвестной цивилизации, предшествовавшей майя
и астекам. Именно тогда и появилась идея "материнской культуры",
согласно которой все мезоамериканские цивилизации возникли от ольмекской. Эту
концепцию на протяжении последних десятилетий активно разрабатывал
... Читать дальше »
Ольмеки,
как нетрудно догадаться, появились на побережье Мексиканского залива – на
территории современного мексиканского штата Табаско и южной части Веракруса.
Земли и сейчас, и тогда были здесь в основном болотистые, пересекаемые множеством
рек и лагун. Отсюда начинается путь внутрь континента по рекам Грихальва и
Усумасинта. С севера, у побережья, имеются небольшие горные массивы Туштла и
Серро-Синтепек. Они расположены в удалении от основных древних городских
центров. Настоящие горы начинаются ближе к границе со штатом Чьяпас – на юге.
Жаркий и влажный тропический климат этой болотистой равнины отличается
рекордным количеством осадков, что создаёт прекрасные условия для сбора до трёх
урожаев маиса и бобовых за год. Грозы поражают своей интенсивностью и мощью
электрических разрядов.
На
протяжении тысячелетий шло постепенное окультуривание растений, и в первую
очередь маиса.
Первые
свидетельства о появлении в Мексике признаков одомашнивания (доместикации)
маиса относятся к V тысячелетию до н.э. В IV тысячелетии в долине Теуакана,
расположенной неподалеку от Табаско, к северо-западу, распространяется ранее
маисовое земледелие. Точкой отсчета для перехода местных охотников и
собирателей от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлости и земледелию
становится жизнь в долине Теуакана в середине III тысячелетия до н.э. Однако
это были всего лишь общинные поселения, не имевшие очень сложной социальной
организации. О таком важном шаге, как появление государства, можно говорить
лишь в связи с возникновением цивилизации ольмеков во II тысячелетии до н.э. (а
по мнению некоторых - в III). Эта цивилизация просущест
... Читать дальше »
Индейская резервация — территория в США, Канаде и некоторых других государствах Америки, управляемая индейским племенем.
Всего резерваций в США насчитывается около 300, однако не каждое из 550 официально признанных племён имеет собственную резервацию — некоторые племена имеют несколько резерваций, некоторые не имеют ни одной.
Крупнейшая по площади — резервация навахо (около 64,7 тыс. км²), однако есть резервации, территории которых не превышают 50 км². В общей сложности, индейцы контролируют 225,4 тыс. км² территории США, что составляет 2,3 % процента площади всей страны (9 629 091 км²). 12 резерваций имеют площадь больше чем у штата Род-Айленд (3144 км²), и 9 — больше чем у штата Делавэр (5327 км²). Правительство США признаёт право племён на самоуправление. Племена, проживающие в резервациях, имеют право на формирование своего правительства, на выработку и исполнение законов, на установление налогов, на
... Читать дальше »
Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских военных действиях в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в.
Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Ам
... Читать дальше »
Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Андийских Кордильеров. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (Майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перуанская республика); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андийских Кордильерах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андийских Кордильерах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства.
В тропических частях пылающего континента (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи плем
... Читать дальше »