Мы с доном Хуаном садились в
машину, собираясь ехать в Центральную Мексику. Неожиданно он меня остановил.
- Я уже не раз говорил тебе, что нельзя
раскрывать настоящих имен магов и рассказывать, где они живут. Думаю, ты понял,
что мое истинное имя и место, в котором находится мое тело, всегда должны
оставаться в тайне. Сейчас я хочу попросить тебя о том же в отношении моего
друга. Ты будеш
... Читать дальше »
3 октября 1968 года я приехал к
дону Хуану с одной-единственной целью - как можно подробнее расспросить его о
посвящении Элихио. Чтобы ничего не упустить, я заранее составил список
вопросов, постаравшись сформулировать их как можно тщательнее.
Путано и сложно я начал объяснять,
что для западного человека познания дона Хуана в пейоте - чуть ли не самая
изумительная вещь на свете. Еще я говорил, что все, сказанное доном Хуаном -
истинная правда, и каждый может легко проверить это на себе.
Я заметил, что они слегка
усмехаются, как бы пытаясь скрыть легкое презрение, и разозлился, осознавая всю
неуклюжесть своих потуг и неспособность убедительно изложить то, что было у
меня на уме. Я сделал еще попытку, но вдохновения больше не было, и получилось
только пережевывание того, что уже сказал дон Хуан.
4 сентября 1968 года я вновь
отправился в Сонору. По просьбе дона Хуана я остановился в Эрмосильо и купил
ему агавовой самогонки - разновидности текилы, которую в Мексике называют
"баканора". Просьба показалась мне странной, потому что дон Хуан не
пил, тем не менее я купил четыре бутылки и сунул их в ящик к другим вещам,
которые вез для него.
- Четыре бутылки. Ну ты даешь! - со
смехом сказал дон Хуан, заглянув в ящик. - Я же просил одну. Ты решил,
наверное, что это - для меня. Но я имел в виду Лусио. Отдай ему ее сам, ладно?
Не говори, что от меня.
10 июня 1968 года мы с доном Хуаном
отправились на митоту. Ехать нужно было довольно далеко.
Я ждал этой возможности не первый
месяц, но уверенности в том, что я хочу ехать, у меня все же не было. Я
опасался, что на пейотном собрании мне придется принимать пейот, а это никак не
входило в мои планы, о чем я не раз говорил дону Хуану. Поначалу он только
посмеивался, но в конце концов твердо заявил, что ни о каких страхах слышать
больше не желает. Я считал, что митота была идеальным случаем для проверки
составленной мною схемы. Я так полностью и не отбросил идею о наличии на
подобных мероприятиях скрытог
... Читать дальше »
Дон Висенте поднялся. Разговор,
казалось, был окончен. Если бы кто-то другой заявил нечто подобное насчет
"парящего индейского брата", я счел бы это штампом, сентиментальной
дешевкой. Однако дон Висенте сказал это так искренне и с таким ясным взглядом,
что я был прямо-таки заворожен образом индейского брата, который парит так
высоко… Я был уверен, что он говорит совершенно серьезно.
- Лирическое знание. Как же! -
воскликнул дон Хуан, когда я рассказал ему все. - Висенте - брухо. Какого черта
ты к нему пошел?
С этого приезда к дону Хуану
начался новый цикл обучения. Без труда вернувшись к своему прежнему ощущению
удовольствия от его чувства юмора и драматизма, я оценил его терпеливость в
отношении меня и понял, что непременно должен приезжать почаще. Не видеть дона
Хуана было поистине огромной потерей для меня; кроме того, я хотел поговорить с
ним об одной вещи, которая представляла для меня определенный интерес. Закончив
книгу о его учении, я стал просматривать те полевые записи, которые в нее не
вошли. Их было немало, так как раньше меня интересовали в основном состояния
необычной реальности. Перебирая записи, я пришел к выводу, что маг, мастерски
владеющий своей практикой, за счет одних только "манипуляций социальными
ключами" способен сформировать у своего ученика в высшей степени необычный
и специал
... Читать дальше »
Какое-то мгновение дон Хуан глядел
на меня. Казалось, он совсем не удивился моему появлению, хотя со времени нашей
последней встречи прошло уже более двух лет. Он положил руку мне на плечо,
улыбнулся и сказал, что я изменился - потолстел и стал мягче.
Я привез ему экземпляр своей книги.
Без предисловий я вынул ее из портфеля и вручил ему.
Десять лет назад мне
посчастливилось познакомиться с индейцем племени яки из северо-западной
Мексики. Я называл его "дон Хуан". В испанском языке обращение
"дон" выражает уважение. Мое знакомство с доном Хуаном произошло при
обстоятельствах, в общем-то, случайных. Мы с моим приятелем Биллом сидели на
автобусной остановке пограничного городка в Аризоне. Мы молчали. Была вторая
половина дня, и летняя жара казалась поросто нестерпимой. Вдруг Билл наклонился
и тронул меня за плечо.
- Смотри, вот человек, о котором я
тебе говорил, - шепотом произнес он и многозначительно кивнул в сторону входа.
Я проследил
... Читать дальше »
Последняя запись в моих полевых тетрадях относится к
событию, которое произошло в сентябре 1965 года. Это был последний урок дона
Хуана, который я обозначил как "особое состояние необычной
реальности", поскольку оно не имело отношения к ранее мною используемым
растениям. Я думаю, дон Хуан вызвал его посредством искусного манипулирования
намеками относительно себя самого; иными словами, его поведение было рассчитано
на мое восприятие таким неуловимым образом, что создавало отчетливое и
несомненное впечатление, будто в действительности это не он, а кто-то другой в
его обличье. В результате я испытал глубокое психическое расстройство; я видел
вроде бы дона Хуана, но что-то говорило о непонятной и жуткой подмене. Этому
сопутствовал испытываемый сознанием невыносимый ужас, настолько острый, что совершенно
вышиб меня из колеи; и я решил, пока не поздно, отказаться от дальнейшего
обучения, и больше к нему не возвращался, хотя дон Хуан не изменил своего
отношения ко мне ка
... Читать дальше »